Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 505-506

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. М. Бим-Бад

ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, це­ло­ст­ное и сис­тем­ное зна­ние о че­ло­ве­ке вос­пи­ты­ваю­щем и вос­пи­ты­ваю­щем­ся как субъ­ек­те и объ­ек­те об­ра­зо­ва­ния.

В П. а. вы­де­ля­ют два на­прав­ле­ния. Наи­бо­лее раз­ви­то на­прав­ле­ние, ко­то­рое рас­смат­ри­ва­ет П. а. как ин­те­гра­тив­ную нау­ку, обоб­щаю­щую разл. зна­ния о че­ло­ве­ке в ас­пек­те вос­пи­та­ния и обу­че­ния, слу­жа­щую ос­но­ва­ни­ем пе­да­го­гич. тео­рии и прак­ти­ки, ме­то­до­ло­гич. ядром пе­да­го­гич. на­ук. В этом зна­че­нии П. а. ори­ен­ти­ру­ет пе­да­го­ги­ку на раз­ра­бот­ку и при­ме­не­ние осо­бо­го ан­тро­по­ло­гич. под­хо­да, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет со­от­не­се­ние лю­бо­го зна­ния об об­ра­зо­ват. яв­ле­ни­ях и про­цес­сах со зна­ния­ми о при­ро­де че­ло­ве­ка, свя­зы­ва­ет по­лу­че­ние пе­да­го­гич. зна­ния ме­то­дом, обес­пе­чи­ваю­щим ин­те­гра­цию че­ло­ве­ка в пе­да­го­ги­ку, опи­ра­ет­ся на ан­тро­по­ло­гич. ак­сио­ма­ти­ку, на ос­но­ве ко­то­рой стро­ят­ся тео­рия и ме­то­до­ло­гия про­блем ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия лич­но­сти.

П. а. как са­мо­сто­ят. от­расль зна­ния ста­ла раз­ра­ба­ты­вать­ся К. Шмид­том в Гер­ма­нии и К. Д. Ушин­ским в Рос­сии в 1860-х гг. Ушин­ский в сво­ём фун­дам. тру­де «Че­ло­век как пред­мет вос­пи­та­ния. Опыт пе­да­го­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии» ис­хо­дил из то­го, что «ес­ли пе­да­го­ги­ка хо­чет вос­пи­ты­вать че­ло­ве­ка во всех от­но­ше­ни­ях, то она долж­на преж­де уз­нать его то­же во всех от­но­ше­ни­ях» (Пе­да­го­ги­че­ские соч. М., 1990. Т. 5. С. 15).

Во 2-й пол. 19 – 1-й четв. 20 вв. в Рос­сии раз­ви­ва­лась шко­ла пе­да­го­гов-ан­тро­по­ло­гов (Н. И. Пи­ро­гов, К. К. Сент-Илер, М. И. Дем­ков, П. Ф. Лес­гафт, П. Ф. Кап­те­рев, В. А. Ваг­нер, Ю. И. Ай­хен­вальд). По­сле 1917 ста­ли за­кры­вать­ся пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рые стре­ми­лись ор­га­ни­че­ски слить че­ло­ве­ко­ве­де­ние с об­ра­зо­ва­ни­ем. В 1-й пол. 1930-х гг. в стра­не ут­вер­ди­лась т. н. без­дет­ная пе­да­го­ги­ка. Эта пе­да­го­гич. сис­те­ма на неск. де­ся­ти­ле­тий ста­ла гос­под­ствую­щей в отеч. тео­рии об­ра­зо­ва­ния, не­смот­ря на стрем­ле­ние ря­да учё­ных (Б. Г. Анань­е­ва, Л. С. Вы­гот­ско­го, Э. В. Иль­ен­ко­ва, В. А. Су­хо­млин­ско­го, Д. Б. Эль­ко­ни­на и др.) по­сле­до­ва­тель­но опи­рать­ся при ре­ше­нии про­блем об­ра­зо­ва­ния на при­ро­ду че­ло­ве­ка и син­тез зна­ния о нём. Со 2-й пол. 1980-х гг. в Рос­сии на­чал­ся ин­тен­сив­ный про­цесс воз­ро­ж­де­ния П. а. как осо­бо­го на­прав­ле­ния на­уч­но-пе­да­го­гич. ис­сле­до­ва­ний (Б. М. Бим-Бад, Б. В. Емель­я­нов, В. Б. Ку­ли­ков, Л. К. Рах­лев­ская, В. Д. Се­мё­нов, Г. Е. Со­ловь­ёв). В 1990-х гг. П. а. как отд. дис­ци­п­ли­на во­шла в про­грам­му выс­ших пе­да­го­гич. учеб­ных за­ве­де­ний Рос. Фе­де­ра­ции.

Дру­гое на­прав­ле­ние П. а. офор­ми­лось в Зап. Ев­ро­пе в сер. 20 в. на ос­но­ве син­те­за тео­ре­ти­ко-пе­да­го­гич., фи­ло­соф­ско-ан­тро­по­ло­гич. и гу­ма­ни­стич. зна­ния. Это на­прав­ле­ние по­лу­чи­ло раз­ви­тие пре­им. в ФРГ, Ав­ст­рии и Швей­ца­рии (О. Ф. Боль­нов, Й. Дер­бо­лав, Г. Рот, А. Флит­нер, Г. Цдар­цил).

Оба на­прав­ле­ния П. а. час­то при­сут­ст­ву­ют в ра­бо­тах од­них и тех же ав­то­ров в разл. ис­сле­до­ва­тель­ских кон­тек­стах.

Лит.: Бим-Бад Б. М. Пе­да­го­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия: Курс лек­ций. М., 2003; Гре­ши­ло­ва И. А. Пе­да­го­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия: фи­ло­соф­ско-куль­ту­ро­ло­ги­че­ское ос­но­ва­ние. Чи­та, 2008; Ко­зы­ре­ва О. А. Ка­те­го­рии пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии. Но­во­куз­нецк, 2008; Ко­сов Г. В., Боб­рен­ко О. С. Пе­да­го­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия: со­цио­куль­тур­ный и пси­хо­ло­ги­че­ский аб­рис. Став­ро­поль, 2008; Бул­кин А. П. Пе­да­го­ги­ка и пе­да­го­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия, вы­ве­ден­ные из це­лей об­ра­зо­ва­ния. М., 2009; Сло­бод­чи­ков В. И. Ан­тро­по­ло­ги­че­ская пер­спек­ти­ва оте­че­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния. Ека­те­рин­бург, 2010; Ма­ля­ко­ва Н. С. Раз­ви­тие идей пе­да­го­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии в школь­ном об­ра­зо­ва­нии Рос­сии. СПб., 2011; Юсу­по­ва О. В. Фи­ло­соф­ское зна­ние в со­вре­мен­ной пе­да­го­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии. Са­ма­ра, 2011.

Вернуться к началу