Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ПЫТНО-ПОКАЗА́ТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕ́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 309

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




О́ПЫТНО-ПОКАЗА́ТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖ­ДЕ́­НИЯ Нар­ком­про­са РСФСР, учеб­но-вос­пи­та­тель­ные уч­ре­ж­де­ния, ор­га­ни­зо­ван­ные для раз­ра­бот­ки форм и ме­то­дов обу­че­ния и вос­пи­та­ния, а так­же вне­дре­ния их в прак­ти­ку мас­со­вой шко­лы. О.-п. у. слу­жи­ли ба­зой под­го­тов­ки и пе­ре­под­го­тов­ки пе­да­го­гич. ра­бот­ни­ков, про­во­ди­ли куль­тур­но-про­све­ти­тель­скую ра­бо­ту сре­ди на­се­ле­ния. С 1918 О.-п. у. ста­ли соз­да­вать­ся по ини­циа­ти­ве отд. групп эн­ту­зиа­стов нар. про­све­ще­ния как об­раз­цы для др. уч­ре­ж­де­ний об­ра­зо­ва­ния. С 1919 по пред­ло­же­нию П. Н. Ле­пе­шин­ско­го пе­ре­шли в ве­де­ние Нар­ком­про­са. Под­раз­де­ля­лись на до­шко­ль­ные, школь­ные, вне­шко­ль­ные и опыт­ные стан­ции. Ра­бо­той их ру­ко­во­дил от­дел О.-п. у., соз­дан­ный в 1922 при Гл. управ­ле­нии со­ци­аль­но­го вос­пи­та­ния и по­ли­тех­нич. об­ра­зо­ва­ния Нар­ком­про­са РСФСР.

В со­став до­шко­ль­ных О.-п. у. вхо­ди­ли дет­ские са­ды и са­ды-оча­ги (с дли­тель­ным пре­бы­ва­ни­ем де­тей), дет­ские до­ма для ма­лы­шей. Здесь, в ча­ст­но­сти, на­ча­лось изу­че­ние опы­та вос­пи­та­ния до­шко­ль­ни­ков в груп­пах про­дол­жен­но­го дня (совр. про­длён­ный день). К школь­ным О.-п. у. от­но­си­лись шко­лы 1-й и 2-й сту­пе­ни, шко­лы-ком­му­ны, дет­ские го­род­ки (объ­е­ди­не­ния до­шко­ль­ных и школь­ных дет­ских до­мов или школ). Опыт­ные стан­ции вклю­ча­ли вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ния разл. ти­пов, ре­же – учи­тель­ские кур­сы, пе­да­го­гич. тех­ни­ку­мы, биб­лио­те­ки, клу­бы. Их гл. це­лью бы­ло ис­сле­до­ва­ние пе­да­го­гич. про­цес­са с учё­том влия­ния мик­ро­сре­ды и пр. Все­го бы­ло 11 стан­ций. Наи­бо­лее из­вест­ны: пер­вая (соз­да­тель и ру­ко­во­ди­тель – С. Т. Шац­кий; от­де­ле­ния – в Мо­ск­ве и Ка­луж­ской обл.; име­ла 5 дет­ских са­дов, 16 школ 1-й сту­пе­ни, 3 шко­лы 2-й сту­пе­ни, 2 ин­тер­на­та, уч­ре­ж­де­ния по под­го­тов­ке и по­вы­ше­нию ква­ли­фи­ка­ции учи­те­лей, н.-и. ла­бо­ра­то­рии, от­дел рас­про­стра­не­ния пе­да­го­гич. опы­та) и тре­тья (Га­гин­ская – в Ря­зан­ской обл.; ру­ко­во­ди­тель – А. С. Тол­стов); шко­ла-ком­му­на им. П. Н. Ле­пе­шин­ско­го [ос­но­ва­на в 1918 в с. Лит­ви­но­ви­чи (Бе­ло­рус­сия), с 1919 в Мо­ск­ве; ру­ко­во­ди­тель – М. М. Пи­ст­рак]. К вспо­мо­га­тель­ным О.-п. у. от­но­си­лись экс­кур­си­он­ные ба­зы, дет­ские клу­бы и др. уч­ре­ж­де­ния, напр. Ме­ди­ко-пе­да­го­гич. стан­ция (ос­но­ва­на в Мо­ск­ве в 1918 В. П. Ка­щен­ко как Дом изу­че­ния ре­бён­ка, с 1921 Ме­ди­ко-пе­да­го­гич. кли­ни­ка, с 1923 Ме­ди­ко-пе­да­го­гич. стан­ция), вклю­чаю­щая кли­ни­ку, Му­зей дет­ской пси­хо­ло­гии и де­фек­то­ло­гии, дет­ский дом для ум­ст­вен­но-от­ста­лых де­тей и пр. В 1937 О.-п. у. пре­об­ра­зо­ва­ны в мас­со­вые шко­лы.

Лит.: Скат­кин Л. Пер­вая Опыт­ная стан­ция по на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию // Эта­пы но­вой шко­лы. М., 1923; Авк­сен­ть­ев­ский ДА. Опыт­ные стан­ции Нар­ком­про­са и их бу­ду­щее. М., 1925; Фрад­кин ФА. Роль опыт­но-по­ка­за­тель­ных уч­ре­ж­де­ний (ОПУ) в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии со­вет­ской шко­лы // Но­вые ис­сле­до­ва­ния в пе­да­го­ги­че­ских нау­ках. 1966. Вып. 6; Шац­кий С. Т. Избр. пе­да­го­ги­чес­кие соч. М., 1980. Т. 1–2; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР, 1917–1941. М., 1980.

Вернуться к началу