Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Малофеев

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГО́ГИКА (от оли­го­фре­ния и пе­да­го­ги­ка), нау­ка о вос­пи­та­нии и обу­че­нии де­тей с на­ру­ше­ния­ми ин­тел­лек­та; один из раз­де­лов де­фек­то­ло­гии. О. изу­ча­ет осо­бен­но­сти и за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия ре­бён­ка под влия­ни­ем кор­рек­ци­он­но­го обу­че­ния; оп­ре­де­ля­ет прин­ци­пы, со­дер­жа­ние и ме­то­ды обу­че­ния и вос­пи­та­ния ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей на ос­но­ве ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да к разл. ти­пам на­ру­ше­ний ин­тел­лек­та, раз­ра­ба­ты­ва­ет сис­те­му и струк­ту­ру спец. уч­ре­ж­де­ний. О. опи­ра­ет­ся на дан­ные об­щей пе­да­го­ги­ки, об­щей, воз­рас­т­ной и спе­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, пе­ди­ат­рии, дет­ской пси­хо­нев­ро­ло­гии, пси­хи­ат­рии и др. смеж­ных на­ук. В О. при­ме­ня­ют­ся об­щие ме­то­ды вос­пи­та­ния и обу­че­ния, но с учё­том за­дач кор­рек­ци­он­но-вос­пи­тат. ра­бо­ты (в спец. кор­рек­ци­он­ных шко­лах) и осо­бен­но­стей раз­ви­тия ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся соз­да­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ваю­щих про­грамм, обес­пе­чи­ваю­щих со­ци­аль­ную на­прав­лен­ность пе­да­го­гич. воз­дей­ст­вий и со­циа­ли­за­цию ре­бён­ка. Важ­ней­шим ком­по­нен­том яв­ля­ет­ся пре­одо­ле­ние со­ци­аль­ной не­до­ста­точ­но­сти ре­бён­ка.

Пер­вые по­пыт­ки изу­че­ния вос­пи­та­ния и обу­че­ния ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей пред­при­ня­ты во Фран­ции в 19 в. Ж. Ита­ром и Э. Се­ге­ном. В нач. 20 в. про­бле­ма­ми О. за­ни­ма­лись Ж. О. Дек­ро­ли и Ж. Де­мор (Бель­гия), Б. Мен­нель и А. Фукс (Гер­ма­ния), А. Би­не, Ж. Фи­липп и П. Бон­кур (Фран­ция) и др. Пер­вое в Рос­сии уч­ре­ж­де­ние для ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей от­кры­то в 1858 в Ри­ге док­то­ром Фрид­ри­хом Пла­цем – ле­чеб­но-пе­да­го­гич. за­ве­де­ние для стра­даю­щих при­пад­ка­ми, ма­ло­спо­соб­ных, сла­бо­ум­ных и идио­тов. Про­бле­мы О. раз­ра­ба­ты­ва­ли Е. К. Гра­чё­ва, М. П. По­стов­ская, В. П. Ка­щен­ко, соз­дав­шие уч­ре­ж­де­ния для ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей. Ка­щен­ко был так­же ини­циа­то­ром на­уч. ис­сле­до­ва­ний по де­фек­то­ло­гии, соз­да­ния Шко­лы-са­на­то­рия (Мо­ск­ва, 1908). Боль­шой вклад в О. вне­сли В. М. Бех­те­рев, П. Ф. Лес­гафт, И. В. Ма­ля­рев­ский, Г. И. Рос­со­ли­мо, сбли­жав­шие пе­да­го­гич. и мед. нау­ки. Ос­но­во­по­ла­гаю­щей для отеч. О. ста­ла кон­цеп­ция Л. С. Вы­гот­ско­го о воз­мож­но­сти и не­об­хо­ди­мо­сти раз­ви­тия в пер­вую оче­редь выс­ших пси­хич. функ­ций боль­ных де­тей, не ог­ра­ни­чи­ва­ясь толь­ко про­стой тре­ни­ров­кой эле­мен­тар­ных функ­ций. Его идеи раз­ви­ва­ли А. Н. Гра­бо­ров, Л. В. Зан­ков, Г. М. Дуль­нев, Х. С. Зам­ский, В. И. Лу­бов­ский, А. Р. Лу­рия и др.

Лит.: Ко­ва­лев­ский ПИ. От­ста­лые де­ти (иди­о­ты, от­ста­лые и пре­ступ­ные де­ти), их ле­че­ние и вос­пи­та­ние. СПб., 1906; Де­фек­тив­ные де­ти и шко­ла / Под ред. В. П. Ка­щен­ко. М., 1912; Зам­ский ХС. Ис­то­рия оли­гоф­ре­но­педа­го­ги­ки. М., 1980; он же. Ум­ст­вен­но от­ста­лые де­ти: ис­то­рия их изу­че­ния, вос­пи­та­ния и обу­че­ния с древ­них вре­мен до се­ре­ди­ны XX в. 2-е изд. М., 2008; Ши­пи­цы­на ЛМ. «Не­обу­чае­мый» ре­бе­нок в се­мье и об­ще­ст­ве: Со­циа­ли­за­ция де­тей с на­ру­ше­ни­ем ин­тел­лек­та. 2-е изд. СПб., 2002.

Вернуться к началу