Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАЙ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 611

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. А. Лебедев

ЛАЙ (Lay) Виль­гельм Ав­густ (30.7.1862, Бёт­цин­ген в Брайс­гау, ны­не в ФРГ – 9.5.1926, Кар­лс­руэ), нем. пе­да­гог, тео­ре­тик экс­пе­ри­мен­таль­ной пе­да­го­ги­ки. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Выс­шей тех­нич. шко­ле в Кар­лс­руэ и в ун-те Фрай­бур­га. С 1892 пре­по­да­вал в учи­тель­ской се­ми­на­рии в Кар­лс­руэ. Д-р фи­ло­со­фии (1903). По­сле­до­ва­тель Э. Мёй­ма­на, Л. ис­хо­дил из био­ло­го-пси­хо­ло­гич. трак­тов­ки един­ст­ва вос­при­ятия, ум­ст­вен­ной пе­ре­ра­бот­ки вос­при­ня­то­го и вы­ра­же­ния сло­жив­ших­ся пред­став­ле­ний со­от­вет­ст­вую­щим дей­ст­ви­ем. Ре­шаю­щее зна­че­ние в пе­да­го­гич. прак­ти­ке при­да­вал ор­га­ни­за­ции «дей­ст­вия», в по­ня­тие ко­то­ро­го вклю­чал лю­бую прак­тич. и творч. дея­тель­ность уча­щих­ся и их по­ве­де­ние. Имен­но дей­ст­вие уче­ни­ка совм. со свер­ст­ни­ка­ми в рам­ках т. н. школь­ной об­щи­ны со­став­ля­ет, по Л., смысл вос­пи­та­ния, спо­соб­ст­вуя со­циа­ли­за­ции уча­щих­ся (см. «Пе­да­го­ги­ка дей­ст­вия»). Л. счи­тал, что «шко­ла дей­ст­вия» спо­соб­на из­ме­нить со­ци­аль­ную дей­ст­витель­ность Гер­ма­нии, а экс­пе­рим. пе­да­го­ги­ка – син­те­зи­ро­вать все пе­да­го­гич. ис­ка­ния нач. 20 в. «Шко­ла дей­ст­вия» как учеб­но-вос­пи­тат. сис­те­ма не вы­дер­жа­ла про­вер­ки прак­ти­кой мас­со­во­го обу­че­ния и пре­вра­ти­лась в ил­лю­ст­ра­тив­ную шко­лу, гл. прин­ци­пы ко­то­рой (тру­до­вое обу­че­ние де­тей че­рез ил­лю­ст­ри­ро­вание по­лу­чае­мых зна­ний) ис­поль­зо­ва­лись в 1920-х гг. в шко­лах мн. стран, в т. ч. и в Рос­сии.

Соч.: Экс­пе­ри­мен­таль­ная ди­дак­ти­ка. 2-е изд. СПб., 1910; Шко­ла дей­ст­вия. 2-е изд. П., 1920; Die Lebensgemeinschaftsschule. Öster­wieck, 1927; Экс­пе­ри­мен­таль­ная пе­да­го­ги­ка. М.; Л., 1927.

Лит.: Кон­стан­ти­нов НА., Ме­дын­ский ЕН., Ша­бае­ва М. В. Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки. М., 1982.

Вернуться к началу