Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДА́ЛЬТОН-ПЛАН

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Кларин

ДА́ЛЬТОН-ПЛАН (Dalton Plan), сис­те­ма ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­но­го обу­че­ния. Бы­ла соз­да­на в нач. 20 в. На­име­но­ва­ние по­лу­чи­ла по г. Дал­тон (штат Мас­са­чу­сетс, США). Ав­тор – Е. Паркхерст. При ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты по Д.-п. уча­щие­ся не свя­зы­ва­лись об­щей класс­ной дея­тель­но­стью, им пре­дос­тав­ля­лась сво­бо­да как в вы­бо­ре за­ня­тий, оче­рёд­но­сти изу­че­ния разл. учеб­ных пред­ме­тов, так и в ис­поль­зо­ва­нии сво­его ра­бо­че­го вре­ме­ни. Го­довой объ­ём учеб­но­го ма­те­риа­ла раз­би­вал­ся на ме­сяч­ные «под­ря­ды», ко­то­рые, в свою оче­редь, под­раз­де­ля­лись на еже­днев­ные за­да­ния. В на­ча­ле учеб­но­го го­да ка­ж­дый уче­ник за­клю­чал с учи­те­лем до­го­вор («кон­тракт») о са­мо­сто­ят. про­ра­бот­ке оп­ре­де­лён­но­го за­да­ния в на­ме­чен­ный срок. Уча­щие­ся ра­бо­та­ли в отд. пред­мет­ных ка­би­не­тах-ла­бо­ра­то­ри­ях (от­сю­да и др. на­зва­ние Д.-п. – ла­бо­ра­тор­ный план), где мог­ли по­лу­чить кон­суль­та­цию учи­те­ля-пред­мет­ни­ка. Учёт ра­бо­ты осу­ще­ст­в­лял­ся при по­мо­щи слож­ной сис­те­мы учёт­ных кар­то­чек. Раз­де­ле­ние уча­щих­ся по клас­сам со­хра­ня­лось, од­на­ко ис­поль­зо­ва­лось для ре­ше­ния обо­соб­лен­ных от осн. учеб­но­го про­цес­са ор­гани­зац. за­дач. Д.-п. по­зво­лял при­спо­со­бить темп обу­че­ния к воз­мож­но­стям уча­щих­ся, при­учая их к са­мо­стоя­тель­но­сти, раз­ви­вал ини­циа­ти­ву, по­бу­ж­дал к по­ис­ку ра­цио­наль­ных ме­то­дов ра­бо­ты и вы­ра­ба­ты­вал чув­ст­во от­вет­ст­вен­но­сти за вы­пол­не­ние за­да­ния в со­от­вет­ст­вии с при­ня­ты­ми на се­бя обя­за­тель­ст­ва­ми.

В 1920-е гг. в сов. шко­ле пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки мо­ди­фи­ци­ро­вать Д.-п.: пре­одо­леть его край­нюю ин­ди­ви­дуа­ли­стич­ность; свя­зать с кол­лек­тив­ной ра­бо­той уча­щих­ся, со­че­тая его с ме­то­дом про­ек­тов. Эти по­пыт­ки на­шли вы­ра­же­ние в фор­ме т. н. бри­гад­но-ла­бо­ра­тор­но­го ме­то­да обу­че­ния. Эле­мен­ты Д.-п., напр. ис­поль­зо­ва­ние «кон­трак­тов», со­хра­ни­лись в прак­ти­ке ря­да школ США.

Лит.: Паркхерст Е. Вос­пи­та­ние и обу­че­ние по Даль­тон­ско­му пла­ну. [М.], 1924; Дьюи Э. Даль­тон­ский ла­бо­ра­тор­ный план. 3-е изд. [М.], 1925; Но­вые сис­те­мы об­ра­зо­ва­тель­ной ра­бо­ты в шко­лах Ев­ро­пы и Се­вер­ной Аме­ри­ки / Под ред. С. В. Ива­но­ва, Н. Н. Иор­дан­ско­го. М., 1930. С. 156–168.

Вернуться к началу