Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛА́ССНО-УРО́ЧНАЯ СИСТЕ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Осмоловская

КЛА́ССНО-УРО́ЧНАЯ СИСТЕ́МА обу­че­ния, ор­га­ни­за­ция учеб­но­го про­цес­са, при ко­то­рой уча­щие­ся груп­пи­ру­ют­ся в клас­сы в со­от­вет­ст­вии с воз­рас­том и уров­нем под­го­тов­ки, а осн. фор­мой обу­че­ния яв­ля­ет­ся урок. Класс на про­тя­же­нии дли­тель­ных пе­рио­дов обу­че­ния (од­но­го го­да или не­сколь­ких лет) со­хра­ня­ет свой со­став. Класс ра­бо­та­ет в со­от­вет­ст­вии с по­сто­ян­ным рас­пи­са­ни­ем, со­став­лен­ным на ос­но­ве учеб­но­го пла­на, уро­ки на­чи­на­ют­ся в од­но и то же вре­мя и длят­ся оди­на­ко­вые про­ме­жут­ки вре­ме­ни (обыч­но 40–45 мин). Ве­ду­щая роль на уро­ке при­над­ле­жит учи­те­лю. Ме­стом про­ве­де­ния уро­ков слу­жат класс­ные ком­на­ты, учеб­ные ка­би­не­ты.

Ис­то­ри­че­ски К.-у. с. обу­че­ния при­шла на сме­ну ин­ди­ви­ду­аль­ной и ин­ди­ви­ду­аль­но-груп­по­вой сис­те­мам. Ут­вер­жде­ние К.-у. с. обу­че­ния свя­зы­ва­ют с дея­тель­но­стью страс­бург­ской шко­лы И. Штур­ма (1538). К.-у. с. обу­че­ния бы­ла при­ня­та так­же в ие­зу­ит­ских шко­лах и кол­ле­ги­ях. В 1520–30 при­ме­ня­лась в об­ще­дос­туп­ных на­чаль­ных шко­лах Че­хии, Поль­ши, Венг­рии, Лит­вы, Сак­со­нии. Тео­ре­тич. обо­с­но­ва­ние К.-у. с. обу­че­ния дал Я. А. Ко­мен­ский. В 16 в. К.-у. с. обу­че­ния при­ме­ня­лась в брат­ских шко­лах Ук­раи­ны и Бе­ло­рус­сии; во 2-й пол. 18 в. ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась в шко­лах Рос­сии. Раз­ви­тие К.-у. с. обу­че­ния в Рос­сии в 19 в. свя­за­но гл. обр. с тру­да­ми К. Д. Ушин­ско­го.

Сре­ди дос­то­инств К.-у. с. обу­че­ния вы­де­ля­ют­ся: чёт­кая ор­га­ни­зац. струк­ту­ра, обес­пе­чи­ваю­щая упо­ря­до­чен­ность и воз­мож­ность пла­ни­ро­ва­ния все­го учеб­но-вос­пи­тат. про­цес­са; про­сто­та управ­ле­ния по­зна­ват. дея­тель­но­стью уче­ни­ков, фор­ми­ро­ва­ние устой­чи­вой об­рат­ной свя­зи, по­сто­ян­ное эмо­цио­наль­ное воз­дей­ст­вие лич­но­сти учи­те­ля на уча­щих­ся; эко­но­мич­ность обу­че­ния, свя­зан­ная с тем, что учи­тель ра­бо­та­ет од­но­вре­мен­но с дос­та­точ­но боль­шой груп­пой уче­ни­ков; удоб­ст­во нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ор­га­на­ми управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем дея­тель­но­сти учи­те­ля и осу­ще­ст­в­ле­ния кон­тро­ля ка­че­ст­ва школь­но­го об­ра­зо­ва­ния. Не­дос­тат­ка­ми К.-у. с. обу­че­ния яв­ля­ют­ся: ори­ен­та­ция на сред­не­го уче­ни­ка, что за­дер­жи­ва­ет раз­ви­тие спо­соб­но­стей ода­рён­ных уча­щих­ся и соз­да­ёт пси­хо­ло­гич. дис­ком­форт для ме­нее спо­соб­ных; труд­ность учё­та ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей уча­щих­ся, ор­га­ни­за­ции ин­ди­ви­ду­аль­ной ра­бо­ты с ни­ми на уро­ке. К.-у. с. обу­че­ния не пре­дос­тав­ля­ет до­ста­точ­но воз­мож­но­стей для об­ще­ния уча­щих­ся од­но­го клас­са ме­ж­ду со­бой, а так­же уча­щих­ся раз­но­го воз­рас­та. На уро­ке уче­ни­ки не име­ют воз­мож­но­сти обу­чать­ся в сво­ём собств. тем­пе, глу­бо­ко по­гру­зить­ся в изу­че­ние ма­те­риа­ла, т. к. урок име­ет оп­ре­де­лён­ную дли­тель­ность и в ус­ло­ви­ях К.-у. с. обу­че­ния про­ис­хо­дит час­тая сме­на учеб­ных пред­ме­тов в те­че­ние учеб­но­го дня.

В ис­то­рии об­ра­зо­ва­ния бы­ло мно­го по­пы­ток со­вер­шен­ст­во­ва­ния К.-у. с. обу­че­ния. В 1791–98 свя­щен­ник Анг­ли­кан­ской церк­ви Э. Белл (1753–1832) и учи­тель Дж. Лан­ка­стер не­за­ви­си­мо друг от дру­га раз­ра­бо­та­ли белл-лан­ка­стер­скую сис­те­му вза­им­но­го обу­че­ния. В кон. 19 в. в США поя­ви­лась т. н. ба­тов­ская сис­те­ма обу­че­ния, со­че­таю­щая кол­лек­тив­ные уро­ки со всем клас­сом и ин­ди­ви­ду­аль­ные за­ня­тия с силь­ны­ми и сла­бы­ми уче­ни­ка­ми. Од­но­вре­мен­но в Ев­ро­пе бы­ла соз­да­на ман­гейм­ская школь­ная сис­те­ма. В 1960–70-е гг. в США дей­ст­во­вал план Трам­па – фор­ма обу­че­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем лек­ций (40% учеб­но­го вре­ме­ни), груп­по­вых (20%) и ин­ди­ви­ду­аль­ных (40%) за­ня­тий.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние К.-у. с. обу­че­ния ве­дёт­ся в на­прав­ле­нии до­пол­не­ния уро­ков про­ект­ной дея­тель­но­стью уче­ни­ков, ши­ро­ко­го ис­поль­зо­ва­ния дис­кус­сий, груп­по­вой ра­бо­ты на уро­ке, прак­ти­ку­мов. В стар­ших клас­сах так­же при­вле­ка­ют­ся эле­мен­ты лек­ци­он­но-се­ми­нар­ской сис­те­мы. Ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся са­мо­сто­ят. ра­бо­та уча­щих­ся с разл. ис­точ­ни­ка­ми ин­фор­ма­ции, в т. ч. элек­трон­ны­ми. Для уси­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да при­ме­ня­ет­ся диф­фе­рен­ци­ро­ван­ное обу­че­ние – раз­де­ле­ние уча­щих­ся на груп­пы в со­от­вет­ст­вии с их ин­те­ре­са­ми, спо­соб­но­стя­ми, проф. на­ме­ре­ния­ми. В не­ко­то­рых об­ще­об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ни­ях вво­дит­ся обу­че­ние по ин­ди­ви­ду­аль­ным учеб­ным пла­нам, что пред­по­ла­га­ет соз­да­ние групп уча­щих­ся пе­ре­мен­но­го со­ста­ва на за­ня­ти­ях по разл. учеб­ным пред­ме­там.

Лит.: Вен­д­ров­ская Р. Б. Очер­ки ис­то­рии со­вет­ской ди­дак­ти­ки. М., 1982; Ди­дак­ти­ка сред­ней шко­лы / Под ред. М. Н. Скат­ки­на. 2-е изд. М., 1982; Ку­пи­се­вич Ч. Ос­но­вы об­щей ди­дак­ти­ки. М., 1986; За­гвя­зин­ский В. И. Тео­рия обу­че­ния: со­вре­мен­ная ин­тер­пре­та­ция. 3-е изд. М., 2006; Кра­ев­ский В. В., Ху­тор­ской А. В. Ос­но­вы обу­че­ния: ди­дак­ти­ка и ме­то­ди­ка. М., 2007; Пе­да­го­ги­ка: Учеб­ное по­со­бие / Под ред. П. И. Пид­ка­си­сто­го. 5-е изд. М., 2008.

Вернуться к началу