Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛАССИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. М. Осмоловская

КЛАССИ́ЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА́НИЕ, тип об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, пре­ду­смат­ри­ваю­щий сис­те­ма­тич. изу­че­ние древ­них язы­ков и ма­те­ма­ти­ки в ка­че­ст­ве гл. учеб­ных пред­ме­тов. Воз­ник­ло в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния на ос­но­ве пе­да­го­гич. идеи гу­ма­низ­ма, ут­вер­ждав­шей не­об­хо­ди­мость все­сто­рон­не­го раз­ви­тия спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка на об­раз­цах ан­тич­ной ли­те­ра­ту­ры, един­ст­вен­ным сред­ст­вом при­об­ще­ния к ко­то­рой счи­та­лись древ­ние язы­ки. Пол­ная про­грам­ма К. о., вклю­чав­шая два древ­них язы­ка (лат. и греч.), впер­вые бы­ла раз­ра­бо­та­на И. Штур­мом для ос­но­ван­ной им шко­лы в Страс­бур­ге (1538). Де­таль­но со­став­лен­ный учеб­ный план и ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния древ­них язы­ков спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию К. о. в др. сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях. В пре­по­да­ва­нии древ­них язы­ков осн. вни­ма­ние уде­ля­лось грам­ма­ти­ке, с сер. 16 в. – так­же фор­ме и сти­лю ре­чи. Важ­ной за­да­чей ста­но­ви­лось изу­че­ние крас­но­ре­чия. Уче­ни­ки со­став­ля­ли ре­чи (по об­раз­цам ре­чей Ци­це­ро­на) на греч. и лат. язы­ках. В эпо­ху Про­све­ще­ния ве­лась ак­тив­ная по­ле­ми­ка о не­обхо­ди­мо­сти К. о., в его за­щи­ту от­ме­ча­лось, что без гре­чес­ко­го (язы­ка фи­ло­со­фии) и без ла­ты­ни, ме­ж­ду­нар. язы­ка учё­ных, не­воз­мож­но на­уч. об­ра­зо­ва­ние.

В 19 в. К. о. рас­смат­ри­ва­лось как на­уч. об­ра­зо­ва­ние, не­об­хо­ди­мое для ус­пеш­но­го обу­че­ния в уни­вер­си­те­те. Кро­ме древ­них язы­ков и ма­те­ма­ти­ки, в учеб­ные кур­сы бы­ли вклю­че­ны род­ной язык, ис­то­рия, гео­гра­фия и, в не­боль­шом объ­ё­ме, ес­теств. нау­ки. Учеб­ные за­ве­де­ния ти­па клас­сич. гим­на­зий поль­зо­ва­лись мо­но­поль­ным пра­вом под­го­тов­ки к уни­вер­си­те­ту. К. о. со­хра­ня­лось без су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний в Ев­ро­пе и в Аме­ри­ке до нач. 20 в., ко­гда оно ус­ту­пи­ло гла­вен­ствую­щие по­зи­ции ре­аль­но­му об­ра­зо­ва­нию. К кон. 20 в. круг учеб­ных за­ве­де­ний с пре­по­да­ва­ни­ем древ­них язы­ков по­сте­пен­но су­зил­ся.

Классическое образование в России

В пер­вых рос. гим­на­зи­ях – Ака­де­ми­че­ской гим­на­зии в С.-Пе­тер­бур­ге (1726), гим­на­зи­ях при Моск. ун-те (1755–1812) и в Ка­за­ни (1758) – пре­по­да­вал­ся лат. язык. Ус­тав 1828 пре­ду­смат­ри­вал изу­че­ние и греч. язы­ка (в 1851 от­ме­не­но в боль­шин­ст­ве гим­на­зий), а Ус­тав 1864 ввёл раз­де­ле­ние гим­на­зий на клас­си­че­ские (по воз­мож­но­сти с дву­мя древ­ни­ми язы­ка­ми) и ре­аль­ные (без древ­них язы­ков). К уни­вер­си­те­ту го­то­ви­ли толь­ко в клас­сич. гим­на­зии. Гим­на­зич. ре­фор­ма 1901 из­ме­ни­ла при­ори­тет­ное по­ло­же­ние древ­них язы­ков в сис­теме об­ра­зо­ва­ния, они ста­ли не­обя­зат. учеб­ны­ми пред­ме­та­ми. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 сис­те­ма К. о. в Рос­сии бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на. Пре­по­да­ва­ние древ­них язы­ков ве­лось толь­ко в не­ко­то­рых ву­зах СССР.

В кон. 20 в. на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние К. о. в Рос­сии. Во вновь соз­дан­ных клас­сич. гим­на­зи­ях пре­по­да­ют­ся лат. и греч. язы­ки, ан­тич­ная лит-ра. На­ря­ду с ни­ми обя­за­тель­ны­ми ба­зо­вы­ми учеб­ны­ми пред­ме­та­ми яв­ля­ют­ся ма­те­ма­ти­ка, рус. язык, лит-ра, био­ло­гия, фи­зи­ка, хи­мия, гео­гра­фия и др. Изу­ча­ют­ся так­же два совр. иностр. язы­ка. Од­на­ко ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­ка пре­по­да­ва­ния древ­них язы­ков в сред­них об­ще­об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ни­ях не по­лу­чи­ла.

Лит.: Ре­фор­мы об­ра­зо­ва­ния в со­вре­мен­ном ми­ре: гло­баль­ные и ре­гио­наль­ные тен­ден­ции. М., 1995; Кон­д­рать­е­ва М. А. Раз­ви­тие оте­че­ст­вен­ной гим­на­зии в сис­те­ме клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния (вто­рая по­ло­ви­на XIX – на­ча­ло XX вв.). М., 1997; Бе­се­ды о клас­си­че­ском об­ра­зо­ва­нии. Не­сколь­ко ин­тер­вью на од­ну те­му // Ли­цей­ское и гим­на­зи­че­ское об­ра­зо­ва­ние. 1998. № 3; Чер­нен­ко Р. По­ле­ми­ка во­круг клас­си­че­ской гим­на­зии и кон­цеп­ций сред­не­го об­ра­зо­ва­ния в 60–70-е гг. XIX в. // Там же; Пер­ми­но­ва Л. М. Са­мо­иден­ти­фи­ка­ция учи­те­ля: опыт ди­дак­ти­че­ской реф­лек­сии. СПб., 2004; Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки и об­ра­зо­ва­ния. От за­ро­ж­де­ния вос­пи­та­ния в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве до кон­ца ХХ в. / Под ред. А. И. Пис­ку­но­ва. 3-е изд. М., 2007.

Вернуться к началу