Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ССЕН

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 31-32

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Г. Осовский

ГЕ́ССЕН Сер­гей Ио­си­фо­вич [16(28).8.1887, Усть-Сы­сольск, ны­не Сык­тыв­кар – 2.7.1950, Лодзь, Поль­ша], рус. фи­ло­соф, пе­да­гог. Сын И. В. Гес­се­на. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков срав­ни­тель­ной пе­да­го­ги­ки. Ини­циа­тор соз­да­ния рус. сек­ции ме­ж­ду­нар. ж. «Ло­гос» (совм. с Ф. А. Сте­пу­ном). Учил­ся в Гей­дель­берг­ском и Фрай­бург­ском ун-тах (1905–10). Уче­ник Г. Рик­кер­та. С 1914 пре­по­да­вал в Пет­ро­град­ском и Бер­лин­ском ун-тах. В 1917–21 проф. Том­ско­го ун-та. Соз­дал фун­дам. курс фи­ло­со­фии пе­даго­ги­ки, рас­смат­ри­вая пе­да­го­ги­ку как при­клад­ную фи­ло­со­фию. В кон. 1921 эмиг­ри­ро­вал в Гер­ма­нию, где за­вер­шил и из­дал на рус. яз. «Ос­но­вы пе­да­го­ги­ки: вве­де­ние в при­клад­ную фи­ло­со­фию» (в 1920–30-е гг. пе­ре­ве­де­на на мно­гие ев­роп. язы­ки). С 1923 в Пра­ге, пре­по­да­вал в Рус. пе­да­го­гич. ин-те им. Я. А. Ко­мен­ско­го. С 1936 в Вар­ша­ве – в Сво­бод­ном польск. ун-те, Вар­шав­ском ун-те и Ин-те спец. пе­да­го­ги­ки, с 1945 в Лод­зин­ском ун-те. Один из ор­га­ни­за­то­ров об­ще­ст­вен­но-пе­да­го­гич. дви­же­ния рус. эмиг­ра­ции, из­да­ния ж. «Рус­ская шко­ла за ру­бе­жом» (1923–31) и «Рус­ская шко­ла» (1934–40). Ав­тор тру­дов: «Шко­ла и де­мо­кра­тия на пе­ре­ло­ме», «О про­ти­во­ре­чи­ях и един­ст­ве вос­пи­та­ния» (оба 1938), «Рус­ская пе­да­го­ги­ка в XX сто­ле­тии» (1939), «Струк­ту­ра и со­дер­жа­ние со­вре­мен­ной шко­лы. Очерк об­щей ди­дак­ти­ки» (1947) и др. Центр. ме­сто в ра­бо­тах Г. за­ни­ма­ют эти­ко-фи­лос. ас­пек­ты об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые он рас­смат­ри­вал как ха­рак­тер­ные чер­ты ци­ви­ли­за­ции. Раз­ви­вал идеи со­ци­аль­ной пе­да­го­ги­ки. Сфор­му­ли­ро­вал по­ло­же­ния т. н. кри­тич. ди­дак­ти­ки, при­зван­ной со­еди­нить ра­цио­на­ли­стич. и эм­пи­рич. под­хо­ды в пе­да­го­ги­ке. В 1950–90-е гг. в стра­нах Ев­ро­пы воз­рос ин­те­рес к его тру­дам; в Ва­до-Ли­гу­ре (Ита­лия) соз­дан центр ин­фор­ма­ции и до­ку­мен­та­ции по на­сле­дию Гес­се­на.

Соч.: Избр. соч. М., 1999.

Лит.: Зень­ков­ский В. В. Рус­ская пе­да­го­ги­ка в XX  в. // За­пис­ки Рус­ско­го на­уч­но­го ин­сти­ту­та в Бел­гра­де. 1933. Т. 9; он же. Па­мяти С. И. Гес­се­на // Воз­ро­ж­де­ние. 1951. Тетр. 13; Сте­пун Ф. Г. Па­мя­ти С. И. Гес­се­на // Но­вый жур­нал. 1951. № 25; Осов­ский Е. Г. С. И. Гес­сен: стран­но­сти судь­бы // Пе­да­го­ги­ка. 1993. № 6.

Вернуться к началу