Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́СТЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 426-427

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Г. Осовский

ГА́СТЕВ Алек­сей Ка­пи­то­но­вич [26.9(8.10). 1882, Суз­даль – 15.4.1939, Мо­ск­ва], рос. учё­ный и по­эт, один из ос­но­во­по­лож­ников пе­да­го­ги­ки проф. об­ра­зо­ва­ния и на­уч. ор­га­ни­за­ции тру­да в Рос­сии. Во вре­мя учё­бы в Мос­ковском учи­тель­ском ин-те в 1901 всту­пил в РСДРП; ис­клю­чён из ин-та за уча­стие в улич­ной де­мон­ст­ра­ции. С 1900 ак­тив­но уча­ст­во­вал в ре­во­люц. дви­же­нии, не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся аре­стам и ссыл­кам. В эмиг­ра­ции (Па­риж) окон­чил Выс­шую шко­лу со­циаль­ных на­ук (1904). Вер­нул­ся в Рос­сию в нач. 1905. В 1908 вы­шел из со­ста­ва РСДРП [вновь всту­пил в ВКП(б) в 1931]. В тюрь­мах и ссыл­ке на­пи­сал ряд лит. про­из­ве­де­ний: «Моя жизнь», «Мы всю­ду», т. н. «си­бир­скую фан­та­зию» – «Экс­пресс» и др. Пе­ча­тал­ся с 1904 (рас­сказ «Про­кля­тый во­прос»). По­сле 1917 на проф­со­юз­ной и на­уч. ра­бо­те. Ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель Центр. ин-та тру­да при ВЦСПС (ЦИТ; 1920–38). В 1924–26 – зам. пред. Со­ве­та по на­уч. ор­га­ни­за­ции тру­да (НОТ) при Нар­ко­ма­те РКИ, в 1932–1936 – пред. Все­со­юз­но­го к-та стан­дар­ти­за­ции при СТО. Ор­га­ни­за­тор ак­цио­нер­но­го об-ва «Ус­та­нов­ка» (1928), го­то­вив­ше­го на хоз­рас­чёт­ных на­ча­лах кад­ры для пром-сти.

Г. стре­мил­ся соз­дать ин­ду­ст­ри­аль­ную пе­да­го­ги­ку на ос­но­ве идеи «со­ци­аль­но­го ин­же­не­риз­ма», по­стро­ен­но­го на изу­че­нии че­ло­ве­ка в тру­до­вом про­цес­се и тен­ден­ций раз­ви­тия про­из-ва, со­ци­аль­ном и тру­до­вом экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­нии. В 1921 в про­грамм­ной ст. «На­ши за­да­чи» Г. обо­зна­чил осн. ме­то­до­ло­гич. прин­ци­пы сво­его под­хо­да к НОТ: ре­шаю­щи­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия ор­га­ни­за­ции тру­да яв­ля­ют­ся тех­ни­ка и ло­ги­ка дви­же­ния тех­но­ло­гии, тре­бую­щие для сво­ей реа­ли­за­ции но­вый тип ра­бот­ни­ка; совр. про­из-во пре­ду­смат­ри­ва­ет пре­вра­ще­ние ка­ж­до­го стан­ка в ис­сле­до­ват. ла­бо­ра­то­рию, где раз­во­ра­чи­вал­ся бы по­иск все­го но­во­го, ра­цио­наль­но­го, эко­ном­но­го; за­ко­ны ста­нов­ле­ния куль­ту­ры тру­да оп­ре­де­ля­ют­ся «ме­то­до­ло­ги­ей ма­шин­ной ра­бо­ты с её ана­ли­тиз­мом… нор­ми­ров­кой».

Его идея во­пло­ти­лась в «ус­та­но­воч­ном ме­то­де ЦИТа». Пред­ла­гал вве­сти пе­да­го­ги­ку в «рам­ки ин­ст­рук­ции», про­ти­во­пос­тав­ляя «субъ­ек­тив­но­му ис­кус­ст­ву пе­да­го­га» «объ­ек­тив­ное» воз­дей­ст­вие «ус­та­но­вок». Под «ус­та­нов­кой» по­ни­ма­лось фор­ми­ро­ва­ние ори­ен­та­ций лич­но­сти, ве­ду­щих к ав­то­ма­тиз­му дея­тель­но­сти че­рез «куль­тур­ные ус­та­нов­ки», био­ус­та­нов­ки» и др. По су­ти, Г. вы­дви­нул идею ал­го­рит­ми­за­ции и про­грам­ми­ро­ва­ния обу­че­ния и вос­пи­та­ния, пред­вос­хи­тив идеи С. Прес­си (1926) об обу­чаю­щих ав­то­ма­тах. Наи­бо­лее пол­ное во­пло­ще­ние ус­та­но­воч­ный ме­тод по­лу­чил в док­три­не «тру­до­вых ус­та­но­вок» («сис­те­ме ЦИТа») – со­во­куп­но­сти ор­га­ни­за­тор­ских приё­мов, на­вы­ков, «реф­лек­сов», объ­е­ди­нён­ных в ди­на­мич­ные ком­плек­сы дви­же­ний, до­ве­дён­ных до ав­то­ма­тиз­ма. Че­ло­век в сис­те­ме Г. вы­сту­пал как про­дукт сре­ды. В то же вре­мя Г. счи­тал, что ав­то­ма­тизм по­ве­де­ния не от­ри­ца­ет творч. на­ча­ла, а соз­да­ёт для не­го не­об­хо­ди­мый реф­лек­тор­ный ба­зис. По ме­то­ди­кам ЦИТа бы­ло под­го­тов­ле­но бо­лее 500 тыс. ква­ли­фи­ци­ров. ра­бо­чих, на мн. пред­при­яти­ях вне­дре­на про­грес­сив­ная сис­те­ма ор­га­ни­за­ции тру­да и управ­ле­ния. Тру­ды Г. спо­соб­ст­во­ва­ли ста­нов­ле­нию в Рос­сии пси­хо­ло­гии тру­да, ин­же­нер­ной пси­хо­ло­гии и др. На­гра­ждён ор­де­ном Крас­но­го Зна­ме­ни (1926).

В 1938 ре­прес­си­ро­ван; реа­би­ли­ти­ро­ван по­смерт­но.

Соч.: Вре­мя. М., 1923; Сна­ря­же­ние со­вре­мен­ной куль­ту­ры. Хар., 1925; Ус­та­нов­ка про­из­вод­ст­ва ме­то­дом ЦИТ. М., 1927; Как на­до ра­бо­тать. 2-е изд. М., 1972; Тру­до­вые ус­та­нов­ки. 2-е изд. М., 1973.

Лит.: ЦИТ и его ме­то­ды НОТ. М., 1970; Гас­тев Ю. А. От «со­ци­аль­ной ин­же­не­рии» к ки­бер­не­ти­ке. О ме­то­до­ло­ги­че­ской кон­цеп­ции ЦИТа // Гас­тев А. К. Тру­до­вые ус­та­нов­ки. 2-е изд. М., 1973; Лу­на­чар­ский А. В. Вос­пи­та­ние но­во­го че­ло­ве­ка // Лу­на­чар­ский А. В. О вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии. М., 1976; Круп­ская Н. К. К во­про­су о под­го­тов­ке ра­бо­чей си­лы // Круп­ская Н. К. Пе­да­го­ги­че­ские соч. М., 1979. Т. 3; Осов­ский Е. Г. Раз­ви­тие тео­рии про­фес­сио­наль­но-тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния в СССР (1917–1940). М., 1980; Пер­цов В. О. А. Гас­тев // Пер­цов В. О. Со­вре­мен­ни­ки. М., 1980. Т. 1.

Вернуться к началу