Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЧА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 213-216

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Зубков (начальная школа до 1917)

НАЧА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА, об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ное учеб­но-вос­пи­та­тель­ное уч­ре­ж­де­ние для де­тей, даю­щее на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние (эле­мен­тар­ные зна­ния в об­лас­ти род­но­го язы­ка, ма­те­ма­ти­ки, а так­же о при­ро­де и об­ще­ст­ве).

Начальные школы в России

Пер­вые по­пыт­ки соз­дать сеть Н. ш. пред­при­ня­ты в нач. 18 в. Пет­ром I. От­кры­ва­лись ци­фир­ные шко­лы для под­го­тов­ки гражд. слу­жа­щих (с 1715), ар­хие­рей­ские шко­лы и гар­ни­зон­ные шко­лы (с 1721) для под­го­тов­ки ду­хо­вен­ст­ва и обу­че­ния сол­дат и офи­це­ров-не­дво­рян (в 1744 ци­фир­ные шко­лы сли­ты с гар­ни­зон­ны­ми, ко­то­рые в 1805 пре­об­ра­зо­ва­ны в кан­то­ни­ст­ские шко­лы).

Архив И. В. Зубкова Слесарная мастерская в Екатеринославском двухклассном железнодорожном училище. Фото 1900.
Архив И. В. Зубкова Преподаватели и учащиеся Дмитровского городского училища. Фото 1904.

Ус­той­чи­вая сеть Н. ш. соз­да­на в по­след­ней четв. 18 в. Соз­да­ние Н. ш. в го­ро­дах и круп­ных се­ле­ни­ях в 1775 воз­ло­же­но на при­ка­зы об­ще­ст­вен­но­го при­зре­ния. Прак­тич. ша­ги в этом на­прав­ле­нии пред­при­ня­ты пер­вым центр. учеб­ным ве­дом­ст­вом в Рос­сии – Ко­мис­си­ей об уч­ре­ж­де­нии учи­лищ, соз­дан­ной 7(18).9.1782 по ука­зу имп. Ека­те­ри­ны II (пред. до 1799 – П. В. За­ва­дов­ский, чле­ны – Ф. И. Ян­ко­вич де Ми­рие­во, Ф. Эпи­нус и др.; в 1802 Ко­мис­сия по­слу­жи­ла ос­но­вой при об­ра­зо­ва­нии Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния). Ко­мис­сия на­ла­ди­ла под­го­тов­ку учи­те­лей в С.-Пе­терб. глав­ном нар. учи­ли­ще (в 1786 из не­го вы­де­ле­на пер­вая отеч. учи­тель­ская се­ми­на­рия), пе­ре­вод на рус. яз. или со­став­ле­ние и из­да­ние учеб­ных по­со­бий, раз­ра­бо­та­ла и к нач. 19 в. реа­ли­зо­ва­ла об­щий план Н. ш. [ут­вер­ждён 21.9(2.10).1782, уточ­нён в Ус­та­ве нар. учи­лищ в Рос. им­пе­рии от 5(16).8.1786 – пер­вом в рос. ис­то­рии осн. за­ко­не об об­ра­зо­ва­нии]. В со­от­вет­ст­вии с этим пла­ном соз­да­ва­лись ма­лые на­род­ные учи­ли­ща (2 клас­са) в го­ро­дах и се­ле­ни­ях и глав­ные на­род­ные учи­ли­ща (4 клас­са) в гу­берн­ских го­ро­дах (все­го 315 учи­лищ обо­их ти­пов и 19,9 тыс. уч-ся в 1801). Н. ш. ре­ор­га­ни­зо­ва­ны со­глас­но Пред­ва­рит. пра­ви­лам нар. про­све­ще­ния от 24.1(5.2).1803 и Ус­та­ву учеб­ных за­ве­де­ний, под­ве­дом­ст­вен­ных уни­вер­си­те­там, от 5(17).11.1804: глав­ные нар. учи­ли­ща пре­об­ра­зо­ва­ны в сред­ние учеб­ные за­ве­де­ния – гим­на­зии, ма­лые нар. учи­ли­ща – в уезд­ные учи­ли­ща (Н. ш. по­вы­шен­но­го ти­па, при­бли­жав­шие­ся к не­пол­ным сред­ним учеб­ным за­ве­де­ни­ям; с 1872 пре­об­ра­зо­вы­ва­лись в го­род­ские учи­ли­ща); для эле­мен­тар­но­го обу­че­ния вво­ди­лись при­ход­ские учи­ли­ща; Н. ш. под­чи­не­ны учи­лищ­ным ко­ми­те­там уни­вер­си­те­тов и ди­рек­то­рам гим­на­зий. Эта сис­те­ма со­хра­не­на Ус­та­вом гим­на­зий и учи­лищ уезд­ных и при­ход­ских от 8(20).12.1828. От­кры­тие и со­дер­жа­ние мас­со­вых Н. ш. – при­ход­ских учи­лищ вве­ря­лось, в от­ли­чие от уезд­ных учи­лищ (со­дер­жа­лись при уча­стии каз­ны), «бла­го­на­ме­рен­ной по­пе­чи­тель­но­сти» по­ме­ст­но­го дво­рян­ст­ва, сель­ско­го ду­хо­вен­ст­ва и кре­сть­ян­ских об­щин; от­сут­ст­вие га­ран­ти­ро­ван­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния яв­ля­лось осн. пре­пят­ст­ви­ем к рас­про­стра­не­нию и ус­той­чи­во­му су­ще­ст­во­ва­нию Н. ш. С 1830-х гг. в се­ле­ни­ях ка­зён­ных, удель­ных и двор­цо­вых во­лос­тей Н. ш. от­кры­ва­лись по рас­по­ря­же­нию вла­стей и со­дер­жа­лись за счёт кре­сть­ян. Од­на­ко гл. спо­со­бом по­лу­че­ния на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния про­дол­жа­ло быть ин­ди­ви­ду­аль­но-груп­по­вое обу­че­ние на до­му (ро­ди­те­ля­ми или спе­ци­аль­но при­гла­шён­ны­ми учи­те­ля­ми) или при мо­на­сты­рях, при­чём осн. часть на­се­ле­ния ос­та­ва­лась не­гра­мот­ной.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние Н. ш. по­лу­чи­ли во 2-й пол. 19 в. с про­ве­де­ни­ем Ве­ли­ких ре­форм 1860–70-х гг. имп. Алек­сан­д­ра II, при­вле­че­ни­ем к раз­ви­тию Н. ш. но­вых ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. С 1864 в Ев­роп. час­ти Рос­сии боль­шин­ст­во Н. ш. от­кры­ва­лись при уча­стии земств (зем­ские на­чаль­ные учи­ли­ща, или зем­ские шко­лы). Для управ­ле­ния Н. ш. в Ев­роп. Рос­сии уч­ре­ж­де­ны осо­бые ме­ст­ные ор­га­ны: уезд­ные и гу­берн­ские учи­лищ­ные со­ве­ты (1864), ин­спек­то­ра (1869) и ди­рек­то­ра (1874) на­род­ных учи­лищ. С 1884 по­лу­ча­ли гос. под­держ­ку цер­ков­но-при­ход­ские шко­лы (в ве­де­нии Си­но­да), ко­то­рые бы­ст­ро ста­ли од­ним из гл. ти­пов Н. ш., осо­бен­но в ме­стно­стях, где не бы­ло вве­де­но зем­ское са­мо­управ­ле­ние. По­ми­мо это­го, к нач. 20 в. вы­де­ля­лось неск. де­сят­ков ме­нее рас­про­стра­нён­ных ти­пов Н. ш.: ми­ни­стер­ские, или об­раз­цо­вые, учи­ли­ща (в от­ли­чие от др. ти­пов сель­ских Н. ш. на­хо­ди­лись в ис­клю­чит. ве­де­нии Мин-ва нар. про­све­ще­ния, от­сю­да назв.) уч­ре­ж­да­лись с 1869 с це­лью дать воз­мож­ность кре­сть­ян­ским де­тям «при­об­ре­тать эле­мен­тар­ное об­ра­зо­ва­ние в бо­лее пол­ном и за­кон­чен­ном ви­де», а так­же слу­жить «об­раз­ца­ми для под­ра­жа­ния» для про­чих Н. ш., с 1911 пре­об­ра­зо­вы­ва­лись в зем­ские учи­ли­ща; кре­сть­ян­ские об­ще­ст­вен­ные и ста­нич­ные учи­ли­ща со­дер­жа­лись не­по­сред­ст­вен­но кре­сть­ян­ски­ми ор­га­на­ми са­мо­управ­ле­ния, уч­ре­ж­да­лись пре­им. в «не­зем­ских» гу­бер­ни­ях, часть из них име­ла осо­бые на­име­но­ва­ния (гмин­ные, при­ход­ские, во­ло­ст­ные учи­ли­ща, шко­лы ино­го­род­них об­ществ и т. д.); ча­ст­ные со­дер­жа­лись не­по­сред­ст­вен­но ча­ст­ны­ми ли­ца­ми с бла­го­тво­рит. це­лью; шко­лы гра­мо­ты; фаб­рич­но-за­во­дские, руд­нич­ные и про­мы­сло­вые учи­ли­ща су­ще­ст­во­ва­ли при пром. пред­при­яти­ях и пре­им. на их сред­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном 1884; же­лез­но­до­рож­ные учи­ли­ща от­кры­ва­лись управ­ле­ния­ми же­лез­ных до­рог преим. для де­тей сво­их ра­бо­чих и слу­жа­щих (вы­де­ле­ны в осо­бый тип учеб­ных за­ве­де­ний в 1898); Н. ш. ка­зачь­их войск (ста­нич­ные, по­сел­ко­вые, вой­ско­вые) под об­щим уп­рав­ле­ни­ем Во­ен. мин-ва [за­ко­ном от 27.6(10.7).1916 пе­ре­да­ны в ве­де­ние Мин-ва нар. про­све­ще­ния]; ино­род­че­ские шко­лы, соз­давав­шие­ся с 1860-х гг. по сис­те­ме Н. И. Иль­мин­ско­го; ино­слав­ные шко­лы – Н. ш. при еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ских, рим­ско-ка­то­ли­че­ских и ар­мя­но-гри­го­ри­ан­ских при­хо­дах.

Ко­ли­че­ст­во Н. ш. и уча­щих­ся рез­ко вы­рос­ло в кон. 19 – нач. 20 вв.: с 46,6 тыс. школ и 2,95 млн. уч-ся в 1895 до 100,7 тыс. школ и 6,63 млн. уч-ся в 1911 (табл.), од­на­ко часть де­тей школь­но­го воз­рас­та ос­та­ва­лась вне Н. ш. (в 1910 от­ка­за­но в приё­ме из-за не­дос­тат­ка мест в Н. ш. ок. 1 млн. де­тей). К нач. 1915 из 15,25 млн. де­тей школь­но­го воз­ра­ста обу­че­ни­ем (пре­им. в Н. ш.) бы­ло ох­ва­че­но 57,6%.

 

Количество начальных школ и учащихся в них (1911)
Типы начальных школКоличество
школучащихся
 Земские школы28 355 1 982 104 
 Церковно-приходские школы33 9421 813 145 
 Министерские училища6 070 533 653 
 Приходские училища3 921 371 464 
 Городские училища2 550 311 617 
 Крестьянские общественные и станичные училища11 860 153 852 
 Частные школы2 683 141 093 
 Школы грамоты4 397 128 690 
 Инославные школы1 608 124 535 
 Фабрично-заводские училища701 105 093 
 Железнодорожные училища585 99 094 
 Училища казачьих войск1 002 65 756 
 Инородческие школы1 052 40 760 
 Прочие2 023 759 122 
 Итого100 749 6 629 978 
 

С це­лью обес­пе­чить об­ще­дос­туп­ность и пла­но­мер­ность раз­ви­тия се­ти Н. ш. Мин-во нар. про­све­ще­ния с 1907–08 ве­ло ра­бо­ту по вве­де­нию все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния (за­вер­ше­ние на­ме­ча­лось в основном на нач. 1920-х гг.): каз­на вы­пла­чи­ва­ла суб­си­дии на оп­ла­ту тру­да учи­те­лей и школь­ное строи­тель­ст­во при со­блю­де­нии зем­ст­ва­ми и го­род­ски­ми об­ществ. уп­рав­ле­ния­ми ря­да ус­ло­вий, в част­но­сти при пол­ном ос­во­бо­ж­де­нии кре­сть­ян от пря­мых рас­хо­дов на Н. ш. Мас­со­вое от­кры­тие но­вых Н. ш. за­мед­ли­лось с нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны, од­на­ко к 1917 во мно­гих гу­бер­ни­ях про­ект вве­де­ния все­об­ще­го обу­че­ния был бли­зок к за­вер­ше­нию (к сер. 1915 пол­но­стью реа­ли­зо­ван в 15 уез­дах и 33 го­ро­дах). В 1916 пла­ни­ро­ва­лось раз­ре­шить зем­ст­вам и го­род­ским об­ществ. уп­рав­ле­ни­ям вво­дить обя­за­тель­ное на­чаль­ное обу­че­ние.

Неск. ти­пов учеб­ных за­ве­де­ний, от­но­сив­ших­ся к на­чаль­ным, фак­ти­че­ски яв­ля­лись не­пол­ны­ми сред­ни­ми (уезд­ные, го­род­ские, ев­рей­ские и не­ко­то­рые при­рав­нен­ные к ним). Поч­ти все они пред­на­зна­ча­лись для маль­чи­ков (до 1907). В 1912–15 гор. учи­ли­ща пре­об­ра­зо­ва­ны в выс­шие на­чаль­ные учи­ли­ща, в них от­крыт дос­туп де­воч­кам, уп­ро­щён пе­ре­ход вы­пу­ск­ни­ков в гим­на­зии и ре­аль­ные учи­ли­ща.

Архив И. В. Зубкова Урок Закона Божиего в начальном училище. Фото нач. 20 в.

В боль­шин­ст­ве Н. ш. (94,9% в 1895, 92,2% в 1911) обу­че­ние про­дол­жа­лось 3–4 го­да (од­но­класс­ные учи­ли­ща). Бо­лее глу­бо­кое об­ра­зо­ва­ние да­ва­ли двух­класс­ные учи­ли­ща (5–6 лет обу­че­ния), ко­то­рые уч­реж­да­ли Мин-во нар. про­све­ще­ния (с 1869), учеб­ное ве­дом­ст­во Си­но­да (с 1884) и зем­ст­ва (с 1905/06). Все Н. ш. име­ли це­лью спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию в де­тях на­чал нрав­ст­вен­но­сти и осоз­нан­ной ре­ли­ги­оз­но­сти и дать им эле­мен­тар­ное об­ра­зо­ва­ние. Курс од­но­класс­ных Н. ш. вклю­чал За­кон Бо­жий (той ре­ли­гии, ко­то­рая ис­по­ве­до­ва­лась уча­щи­ми­ся; пре­по­да­вал­ся, как пра­ви­ло, пред­ста­ви­те­лем ду­хо­вен­ст­ва), ариф­ме­ти­ку, рус. и цер­ков­носла­вян­ский (кро­ме школ в ме­ст­но­стях с не­пра­во­слав­ным на­се­ле­ни­ем) язы­ки; ве­лись за­ня­тия по чис­то­пи­са­нию, по воз­мож­но­сти вво­ди­лись за­ня­тия ру­ко­де­ли­ем, ре­мес­лом, цер­ков­ным пе­ни­ем. В стар­ших от­де­ле­ни­ях двух­класс­ных учи­лищ про­дол­жа­лось изу­че­ние пред­ме­тов од­но­класс­ной шко­лы, а так­же пре­по­да­ва­лись ос­но­вы ис­то­рии и гео­гра­фии Рос­сии, гео­мет­рии, чер­че­ния, ес­те­ст­во­зна­ния. В боль­шин­ст­ве Н. ш. до 1897 учеб­ная про­грам­ма оп­ре­де­ля­лась имев­ши­ми­ся учеб­ни­ка­ми.

Н. ш. бы­ли все­со­слов­ны­ми, но на прак­ти­ке в них обу­ча­лись гл. обр. де­ти кре­сть­ян и ме­щан (от­сю­да об­щее назв. Н. ш. «на­род­ные учи­ли­ща»); в выс­ших сло­ях об­ще­ст­ва вплоть до нач. 20 в. пре­об­ла­да­ло до­маш­нее на­чаль­ное обу­че­ние, де­ти за­вер­ша­ли его в спец. при­го­то­вит. клас­сах при сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Воз­раст уча­щих­ся од­но­класс­ных Н. ш. – 8–11 лет; маль­чи­ки и де­воч­ки обу­ча­лись, как пра­ви­ло, со­вме­ст­но, од­на­ко су­ще­ст­во­ва­ли и от­дель­ные муж­ские и жен­ские Н. ш. Сре­ди уча­щих­ся пре­об­ла­да­ли маль­чи­ки (75,8% в Н. ш. ве­дом­ст­ва Мин-ва нар. про­све­ще­ния в 1896, 64,4% в 1915). По­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во вы­пу­ск­ни­ков Н. ш. не име­ли воз­мож­но­сти по­лу­чить сред­нее об­ра­зо­ва­ние, од­на­ко часть за­ни­ма­лась са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем или про­дол­жа­ла учё­бу в сис­те­ме вне­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Городское начальное училище в Москве. Фото 1913.

Обу­че­ние в Н. ш. (за ис­клю­че­ни­ем уезд­ных учи­лищ с 1858, гор. учи­лищ, ря­да дру­гих) бы­ло, как пра­ви­ло, бес­плат­ным. Н. ш. фи­нанси­ро­ва­лись каз­ной (38,6% к 1911), из зем­ских сбо­ров (22,5%), го­род­ски­ми (13,3%), кре­сть­ян­ски­ми и ка­зачь­и­ми (10,9%) ор­га­на­ми са­мо­управ­ле­ния; важ­ное зна­че­ние име­ла бла­го­тво­рит. по­мощь (7,3%). Зна­чит. часть всех средств по­лу­ча­ли из каз­ны Н. ш. на ок­раи­нах Рос. им­пе­рии, а так­же же­лез­но­до­рож­ные (69,5% в 1911), цер­ков­но-при­ход­ские (62%), ев­рей­ские (51,9%), ино­род­че­ские (47,9%), сель­ско-об­ществ. и ста­нич­ные (37,3%), зем­ские (37%), при­ход­ские (36,2%) учи­ли­ща, шко­лы гра­мо­ты (42,4%).

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 По­ло­же­ни­ем ВЦИК «Об еди­ной тру­до­вой шко­ле» от 30.9.1918 все Н. ш. пре­об­ра­зо­ва­ны в еди­ные тру­до­вые шко­лы 1-й сту­пе­ни (5 лет обу­че­ния), вво­дил­ся прин­цип обя­за­тель­но­сти на­чаль­но­го обу­че­ния, од­на­ко ра­бо­та по соз­да­нию об­ще­до­ступ­ной Н. ш. бы­ла во­зоб­нов­ле­на толь­ко в 1923 (за­вер­ше­на в 1930–34). С 1923 в свя­зи с вве­де­ни­ем в сис­те­му об­ра­зо­ва­ния 7-лет­ней шко­лы все Н. ш. ста­ли 4-лет­ни­ми (114,4 тыс. Н. ш. в 1928/29 уч. го­ду). По­сле упо­ря­до­че­ния струк­ту­ры школь­но­го об­ра­зо­ва­ния в СССР (1934) Н. ш. как отд. ин­сти­тут со­хра­ня­лась в осн. в сель­ской ме­ст­но­сти, в го­ро­дах она пре­об­ра­зо­ва­на в на­чаль­ные клас­сы сред­ней или не­полной сред­ней об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы. Пер­вые сов. учеб­ный план и про­грам­ма Н. ш. (1920), кро­ме рус. язы­ка и ариф­ме­ти­ки, пре­ду­смат­ри­ва­ли пре­по­да­ва­ние (со 2-го клас­са) при­ро­до­ве­де­ния и об­ще­ст­во­ве­де­ния. Вво­ди­лись физ­куль­ту­ра, пе­ние, ри­со­ва­ние. С 1923 в Н. ш. при­ме­ня­лась ком­плекс­ная сис­те­ма обу­че­ния, в нач. 1930-х гг. вос­ста­нов­ле­ны са­мо­сто­ят. учеб­ные пред­ме­ты и класс­но-уроч­ная сис­те­ма обу­че­ния, вво­ди­лось пре­по­да­ва­ние ис­то­рии, гео­гра­фии, ес­те­ст­во­зна­ния. В кон. 1950-х гг. вме­сто ис­то­рии, гео­гра­фии и ес­те­ст­во­зна­ния в учеб­ный план вклю­ча­лось при­ро­до­ве­де­ние, све­де­ния по ис­то­рии час­тич­но да­ва­лись на уро­ках чте­ния. С вве­де­ни­ем все­об­ще­го обя­зат. 7-лет­не­го (к 1956), а за­тем 8-лет­не­го (1958) обу­че­ния на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние окон­ча­тель­но пре­вра­ти­лось в под­го­то­вит. сту­пень к сред­ней или не­пол­ной сред­ней шко­ле. В 1970-х гг. про­ис­хо­ди­ло со­вер­шен­ст­во­ва­ние всей сис­те­мы на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния, со­кра­тил­ся пе­ри­од обу­че­ния млад­ших школь­ни­ков с 4 до 3 лет. В 1981 раз­вер­ну­лась ра­бо­та по по­строе­нию сис­те­мы на­чаль­но­го обу­че­ния де­тей с 6-лет­не­го воз­рас­та. В ос­но­ву по­строе­ния учеб­ных пла­нов бы­ли по­ло­же­ны 3 об­лас­ти зна­ний: род­ной язык; ма­те­ма­ти­ка; че­ло­век, при­ро­да и об­ще­ст­во. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние ста­ло ва­риа­тив­ным, но от­ве­чаю­щим тре­бо­ва­ни­ям гос. об­ра­зо­ват. стан­дар­та. Отд. учи­те­ля, шко­лы и ре­гио­ны мог­ли вы­би­рать учеб­ный план, про­грам­мы, учеб­ни­ки и т. д. В сис­те­ме на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния в РФ до­воль­но про­дол­жит. пе­ри­од со­су­ще­ст­во­ва­ли два ти­па Н. ш.: 3-лет­няя (с на­ча­лом обу­че­ния в 7 лет) и 4-лет­няя (с на­ча­лом обу­че­ния в 6 лет). До 2003 обя­за­тель­ным бы­ло 3-лет­нее на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние. В совр. обя­за­тель­ной 4-лет­ней Н. ш. обу­че­ние де­тей на­чи­на­ет­ся с 6 или 7 лет.

Начальная школа за рубежом

Воз­раст де­тей, по­сту­паю­щих в на­чаль­ные клас­сы, и сро­ки обу­че­ния в них в раз­ных стра­нах не­оди­на­ко­вы. В Ве­ли­ко­бри­та­нии, напр., су­ще­ст­ву­ют 2- и 4-лет­ние Н. ш. для де­тей 5–11 лет (в Сев. Ир­лан­дии 4–11 лет, в Шот­лан­дии 5–12 лет), во Фран­ции обу­че­ние в Н. ш. на­чи­на­ет­ся с 6 лет (срок обу­че­ния 5 лет), в Гер­ма­нии – с 6 лет (срок обу­че­ния 4–6 лет), в Швей­ца­рии – с 4 лет (в боль­шин­ст­ве кан­то­нов срок обу­че­ния 6 лет), в США обу­че­ние в Н. ш. (эле­мен­тар­ной шко­ле) на­чи­на­ет­ся с 6 лет [срок обу­че­ния 6 или 8 (в шко­лах не­боль­ших на­се­лён­ных пунк­тов) лет], в Ита­лии обя­за­тель­ны­ми для де­тей 6-лет­не­го воз­рас­та яв­ля­ют­ся 3-лет­ние Н. ш. (пер­вый цикл на­чаль­но­го обу­че­ния), пол­ный цикл на­чаль­но­го обу­че­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в те­че­ние 4 или 5 лет. В Н. ш. Венг­рии, Че­хии, Сло­ва­кии де­ти обу­ча­ют­ся с 6-лет­не­го воз­рас­та, в Поль­ше, Ру­мы­нии, Бол­га­рии – с 7 лет. Су­ще­ст­ву­ют разл. ти­пы Н. ш.: шко­лы для маль­чи­ков или для де­во­чек, а так­же сме­шан­ные; с ре­ли­ги­оз­ным, му­зы­каль­ным, ху­до­же­ст­вен­ным или спор­тив­ным ук­ло­ном.

Ис­точн.: Таб­ли­цы учеб­ных за­ве­де­ний всех ве­домств Рос­сий­ской Им­пе­рии, с по­ка­за­ни­ем от­но­ше­ния чис­ла уча­щих­ся к чис­лу жи­те­лей. СПб., 1838; На­чаль­ное на­род­ное об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии / Под ред. Г. Фаль­бор­ка, В. Чар­нолу­ско­го. СПб., 1900–1905. Т. 1–4; Ма­те­риа­лы для ис­то­рии учеб­ных ре­форм в Рос­сии в XVIII–XIX вв. / Сост. С. В. Ро­ж­де­ст­вен­ский и др. СПб., 1910; Все­об­щее обу­че­ние. Сбор­ник за­ко­нов и пра­ви­тель­ст­вен­ных рас­по­ря­же­ний / Сост. К. Де­ни­сов. СПб., 1913. Вып. 1; Од­но­днев­ная пе­ре­пись на­чаль­ных школ в Им­пе­рии, про­из­ве­дён­ная 18 ян­ва­ря 1911 г. [П.], 1916. Вып. 16.

Лит.: Фар­ма­ков­ский В. И. На­чаль­ная шко­ла Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. СПб., 1900; Ро­ж­де­ст­вен­ский С. В. Ис­то­ри­че­ский об­зор дея­тель­но­сти Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. 1802–1902. СПб., 1902; На­род­ные учи­ли­ща по По­ло­же­нию 25 мая 1874 г. / Ред. Г. Фаль­борк, В. Чар­но­лу­ский. СПб., 1903; Ста­ти­сти­че­ские све­де­ния о цер­ков­ных шко­лах Рос­сий­ской им­пе­рии со вре­ме­ни из­да­ния Вы­со­чай­ше ут­вер­жден­ных 13-го ию­ня 1884 г. пра­вил о шко­лах цер­ков­но-при­ход­ских. СПб., 1909; За чет­верть ве­ка. 1884–1909: к ис­то­рии цер­ков­но-при­ход­ских школ Мо­с­ков­ской епар­хии. М., 1910; Кон­стан­ти­нов Н. А., Стру­мин­ский В. Я. Очер­ки по ис­то­рии на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. 2-е изд. М., 1953; Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР. XVIII – на­ча­ло XX в. М., 1991. [Т. 1–2]; Па­ра­мо­но­ва Л. А., Про­та­со­ва Е. Ю. До­шко­ль­ное и на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние за ру­бе­жом: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. М., 2001; Ко­то­ва С. А., Гра­ни­чи­на О. А., Са­ви­но­ва Л. Ю. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в кон­тек­сте про­грам­мы ЮНЕСКО «Об­ра­зо­ва­ние для всех»: рос­сий­ское ви­де­ние. СПб., 2007; Рас­пи­са­ние пе­ре­мен: Очер­ки исто­рии об­ра­зо­ва­тель­ной и на­уч­ной по­ли­ти­ки в Рос­сий­ской им­пе­рии – СССР (ко­нец 1880-х – 1930-е гг.). М., 2012.

Вернуться к началу