Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНТЕССО́РИ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 71

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Г. Пилюгина

МОНТЕССО́РИ (Montessori) Ма­рия (31.8.1870, Кья­ра­вал­ле, близ г. Ан­ко­на – 6.5.1952, Нор­двейк-ан-Зе, Ни­дер­лан­ды), итал. пе­да­гог, врач. Окон­чи­ла Рим. ун-т (1894). Пер­вая жен­щи­на в Ита­лии – д-р медицинских на­ук (1896), проф. ги­гие­ны в Выс­шей жен­ской шко­ле (1896–1906). С 1900 чи­та­ла курс пе­да­го­гич. ан­тро­по­ло­гии в Рим. ун-те (в 1904–08 проф.). В 1895–98 ра­бо­та­ла в дет­ской пси­хи­ат­рич. кли­ни­ке, где под влия­ни­ем идей франц. вра­чей Ж. Ита­ра и Э. Се­ге­на раз­ра­бо­та­ла ме­тод раз­ви­тия чувств у ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей. Для вне­дре­ния сво­ей сис­те­мы М. со­зда­ва­ла до­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния для де­тей 3–6 лет – «До­ма ре­бён­ка» (пер­вый от­крыт в 1907 в Ри­ме) и шко­лы в ря­де за­ру­беж­ных го­су­дарств. Раз­ра­бо­та­ла ме­то­ди­ку обу­че­ния, ос­но­ван­ную на иде­ях сво­бод­но­го вос­пи­та­ния и сен­сор­ном вос­пи­та­нии (раз­витие ор­га­нов чувств с по­мо­щью ок­ру­жаю­щей сре­ды и ди­дак­тич. за­ня­тий). Опи­ра­ясь на тео­рию «спон­тан­но­го раз­ви­тия ре­бён­ка», от­ри­ца­ла ак­тив­ную вос­пи­ты­ваю­щую роль пе­да­го­га, счи­та­ла, что взрос­лые, на­вя­зы­вая де­тям собств. ус­та­нов­ки, тор­мо­зят их ес­теств. раз­ви­тие. Опыт обу­че­ния де­тей М. обоб­щи­ла в кн. «Ме­тод на­уч­ной пе­да­го­ги­ки…» («Il metodo della pedago­gia scientifica appli­ca­to all’educa­zione infan­tile nelle case dei bambini», 1909; рус. пер., 4-е изд., 1920). В по­след­ние го­ды жиз­ни воз­глав­ля­ла Ин-т пе­да­го­ги­ки ЮНЕСКО в Гам­бур­ге.

Соч.: Ру­ко­во­дство к мо­ему ме­то­ду. М., 1916; Са­мо­вос­пи­та­ние и са­мо­обу­че­ние в на­чаль­ной шко­ле. М., 1922. М., 2009; [Соч.]. М., 1999.

Лит.: Ян­жул Е. Н. Дет­ские са­ды по сис­те­ме Мон­тес­со­ри. К., 1912; Алек­сан­д­ро­вич Э. Но­вая пе­да­го­ги­ка. (Ме­тод Мон­тес­со­ри). СПб., 1913; Ти­хее­ва Е. И. До­ма ре­бен­ка Мон­тес­со­ри в Ри­ме, их тео­рия и прак­ти­ка. П., 1915; Фау­сек Ю. И. Обу­че­ние гра­мо­те и раз­ви­тие ре­чи по сис­те­ме Мон­тес­со­ри. М., 1922; она же. Пе­да­го­ги­ка М. Мон­тес­со­ри. М., 2007; она же. Дет­ский сад Мон­тес­со­ри. М., 2011; Бойд У. Сис­те­ма Мон­тес­со­ри. М., 1925; Со­ро­ко­ва М. Г. Сис­те­ма М. Мон­тес­со­ри. Тео­рия и прак­ти­ка. 4-е изд. М., 2007; Хил­ту­нен Е. А. Прак­ти­че­ская Мон­тес­со­ри-пе­да­го­ги­ка. 3-е изд. М., 2010; Стэн­динг Э. Жизнь и твор­че­ст­во М. Мон­тес­со­ри. СПб., 2010.

Вернуться к началу