Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИССИОНЕ́РСКИЕ ШКО́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 451

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Боришанская

МИССИОНЕ́РСКИЕ ШКО́ЛЫ, учеб­но-вос­пи­та­тель­ные за­ве­де­ния при христ. ор­га­ни­за­ци­ях. Воз­ник­нув с рас­про­стра­не­ни­ем мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти, М. ш. спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию ре­ли­гии, го­то­ви­ли мис­сио­не­ров из ме­ст­но­го на­се­ле­ния, пе­ре­во­дчи­ков, а позд­нее – слу­жа­щих ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. В ка­то­ли­че­ст­ве наи­бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние М. ш. по­лу­чи­ли в свя­зи с дея­тель­но­стью ор­де­нов до­ми­ни­кан­цев и фран­ци­скан­цев (с 13 в.); шко­лы соз­да­ва­лись в Ин­дии, Ки­тае, Япо­нии. Од­ним из пер­вых ев­ро­пей­цев во­про­сы ор­га­ни­за­ции М. ш. рас­смат­ри­вал франц. пуб­ли­цист Пьер Дю­буа (ок. 1250 – пос­ле 1321), пред­ла­гав­ший соз­да­вать шко­лы для де­тей 4–5 лет. По­ми­мо ре­лиг.-нравств. вос­пи­та­ния М. ш. долж­ны бы­ли да­вать об­шир­ные зна­ния из об­лас­ти свет­ских на­ук. Пре­ду­смат­ри­ва­лось пре­по­да­ва­ние на лат. язы­ке, с по­сле­дую­щим изу­че­ни­ем греч., араб. язы­ков, а так­же язы­ков ев­роп. ка­то­лич. стран. Од­на­ко в осн. эти шко­лы по­вто­ря­ли прак­ти­ку при­ход­ских и внеш­них мо­на­стыр­ских школ в мет­ро­по­лии, ог­ра­ни­чи­ва­ясь на­чаль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем.

Ин­тен­сив­ное раз­ви­тие М. ш. в Лат. Аме­ри­ке, Аф­ри­ке, Юго-Вост. Азии в 16 – нач. 17 вв. обу­слов­ле­но на­ча­лом ко­ло­ни­аль­ной по­ли­ти­ки ев­роп. го­су­дарств (Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Ни­дер­лан­дов, Ве­ли­ко­бри­та­нии). В этот пе­ри­од боль­шая роль в ор­га­ни­за­ции М. ш. при­над­ле­жа­ла мо­на­ше­ско­му ор­де­ну ие­зуи­тов, стре­мив­ше­му­ся ук­ре­пить по­зи­ции ка­то­ли­циз­ма в борь­бе с про­тес­тан­тиз­мом.

В Рос­сии воз­ник­но­ве­ние М. ш. свя­за­но с дея­тель­но­стью РПЦ по рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ст­ва сре­ди мно­го­на­цио­наль­но­го на­се­ле­ния тер­ри­то­рий, в раз­ное вре­мя во­шед­ших в со­став рос. гос-ва. Ве­ро­ят­но, пер­вые М. ш. бы­ли ос­но­ва­ны Сте­фа­ном Перм­ским (ок. 1340 – 1396). Во 2-й пол. 16 в., по­сле при­сое­ди­не­ния к Рус. гос-ву Ка­зан­ско­го хан­ст­ва, при рус. мо­на­сты­рях от­кры­ва­лись М. ш. для под­го­тов­ки пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков. По­пыт­ка ак­ти­ви­за­ции про­све­тит. мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти свя­за­на с от­кры­ти­ем в 1750 т. н. но­во­кре­щен­ских школ для кре­щё­но­го ино­родч. на­се­ле­ния По­вол­жья (4 шко­лы в Ка­за­ни; в 1800 пре­кра­ти­ли са­мо­сто­ят. дея­тель­ность и бы­ли со­еди­не­ны с Ка­зан­ской ду­хов­ной се­ми­на­ри­ей). Во 2-й пол. 18 в. по­доб­ные шко­лы от­кры­ва­лись в При­ура­лье, Си­би­ри, на Даль­нем Вос­то­ке; в 1-й пол. 19 в. М. ш. соз­да­ва­лись на Кав­ка­зе.

В 1860–90-х гг. ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер при­об­ре­ли М. ш. с 2–4-лет­ним сро­ком обу­че­ния. В 1867 бы­ли соз­да­ны 22 брат­ские М. ш.; 7 кре­ще­но-та­тар­ских, 2 чу­ваш., 12 мар., 1 рус.; в 1891–92 их чис­ло воз­рос­ло до 130, в т. ч. 61 кре­ще­но-та­тар­ская, 51 чу­ваш., 3 мар., 8 удм., 1 морд., 6 рус­ских. Обу­че­ние ве­лось по сис­те­ме Н. И. Иль­мин­ско­го. С це­лью под­го­тов­ки учеб­ни­ков для М. ш. бы­ла уч­ре­ж­дена (1876) Пе­ре­водч. ко­мис­сия Пра­во­слав­но­го и мис­сио­нер­ско­го об-ва при Брат­ст­ве свт. Гу­рия. Вы­шло св. 800 на­име­но­ва­ний книг об­щим ти­ра­жом бо­лее 1,5 млн. экз. (1910). Для под­го­тов­ки учи­те­лей бы­ли от­кры­ты Ка­зан­ская рус­ско-ино­родч. учи­тель­ская се­ми­на­рия, Сим­бир­ская чу­ваш. учи­тель­ская шко­ла, Ка­зан­ская кре­ще­но-та­тар­ская и др. учи­тель­ские шко­лы.

Брат­ские М. ш. соз­да­ва­лись в рай­онах с силь­ным влия­ни­ем ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. На «брат­ском по­пе­че­нии» 56 братств Рос­сии и Си­би­ри к нач. 1891 на­хо­ди­лось 5680 цер­ков­ных школ. М. ш., соз­да­вав­шие­ся ре­лиг. брат­ст­ва­ми, со­дер­жа­лись час­тич­но за счёт средств Свя­тей­ше­го Си­но­да, час­тич­но за счёт земств. В 1917 М. ш. пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние.

Лит.: Ма­ша­нов М. А. Об­зор дея­тель­но­сти Брат­ст­ва св. Гу­рия за 25 лет его су­ще­ст­во­ва­ния, 1867–1892. Ка­зань, 1892; Эфи­ров А. Ф. Не­рус­ские шко­лы По­вол­жья, При­ура­лья и Си­би­ри. М., 1948; Кон­стан­ти­нов Н. А. Школь­ная по­ли­ти­ка в ко­ло­ни­аль­ных стра­нах (XIX– XX вв.). М., 1948.

Вернуться к началу