Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНН

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 19-20

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Пискунов

МАНН (Mann) Хо­рас (4.5.1796, Франк­лин, штат Мас­са­чу­сетс – 2.8.1859, Йел­лоу-Спрингс, штат Огайо), амер. об­ществ. дея­тель и пе­да­гог. Окон­чил Ун-т Брау­на (1819) в г. Про­ви­денс (штат Род-Ай­ленд) и юри­дич. шко­лу в г. Лич­филд (штат Кон­нек­ти­кут). Пре­по­да­вал древ­ние язы­ки, за­ни­мал­ся ад­во­кат­ской прак­ти­кой. В 1827–33 чл. Па­ла­ты пред­ста­ви­те­лей шта­та Мас­са­чу­сетс. В 1835 из­бран чле­ном се­на­та шта­та Мас­са­чу­сетс. В 1948–53 чл. Па­ла­ты пред­ста­ви­те­лей Кон­грес­са США. В 1837–48 воз­глав­лял соз­дан­ное по его ини­циа­ти­ве Бю­ро по де­лам об­ра­зо­ва­ния. Спо­соб­ст­во­вал при­ня­тию школь­но­го за­ко­на шта­та (1837), став­ше­го об­раз­цом для ана­ло­гич­ных за­ко­нов др. шта­тов. Соз­дал сис­те­му нор­маль­ных школ шта­та Мас­са­чу­сетс. Свои пе­да­го­гич. идеи (пра­во ка­ж­дой лич­но­сти на сво­бо­ду и об­ра­зо­ва­ние не­за­ви­си­мо от ра­сы, на­цио­наль­но­сти и иму­ществ. по­ло­же­ния и др.) М. про­па­ган­ди­ро­вал че­рез соз­дан­ный им в 1838 пер­вый в США пе­да­го­гич. ж. «Common School Journal» («Об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла»; вы­хо­дил в Бос­то­не до 1851). Ши­ро­кую из­вест­ность при­об­ре­ли 12 го­до­вых док­ла­дов-от­чё­тов о со­стоя­нии нар. об­ра­зо­ва­ния в шта­те Мас­са­чу­сетс, в ко­то­рых он из­ла­гал отд. пе­да­го­гич. про­бле­мы: об обя­зан­но­стях школь­ных ко­ми­те­тов, о сис­те­ме об­ще­об­ра­зо­ват. школ, о за­да­чах и со­дер­жа­нии вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния и др. В од­ном из док­ла­дов М., рас­смат­ри­вая сис­те­му обу­че­ния в нем. шко­ле, про­па­ган­ди­ро­вал идеи И. Пес­та­лоц­ци. От­чё­ты М. вы­со­ко оце­ни­вал К. Д. Ушин­ский, счи­тал, «что они со­став­ля­ют це­лую пе­да­го­ги­че­скую биб­лио­те­ку, ис­пол­нен­ную са­мых по­лез­ных прак­ти­че­ских за­ме­ча­ний». В 1853–59 М. – пре­зи­дент и пре­по­да­ва­тель Ан­ти­охий­ско­го кол­лед­жа в Йел­лоу-Спрингс, в ко­то­ром ввёл (впер­вые в США) обу­че­ние жен­щин и чер­но­ко­жих сту­ден­тов. В 1950 имя М. при­свое­но Кор­по­ра­ции пе­да­го­гов шта­та Ил­ли­нойс.

Соч.: The republic and the school: the edu­cation of free men /Ed. A. Creminn Lawrence. N. Y., [1957].

Лит.: Morgan G. E. H. Mann, his ideas and ideals. Wash., 1936; Ушин­ский К. Д. Школь­ные ре­фор­мы в Се­вер­ной Аме­ри­ке // Ушин­ский К. Д. Собр. соч. М., 1948. Т. 2; Пис­ку­нов А. И. Дея­тель­ность и пе­да­го­ги­че­ские взгля­ды Г. Ман­на // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1955. № 8; McCluskey N. G. Public schools and moral education. The influence of H. Mann, W. Torrey Harris and J. Dewey. N. Y., 1958; Messerli J. H. Mann; a biography. N. Y., 1972; Hayes W. H. Mann’s vision of the public schools: is it still relevant? Lanham, 2006; Peterson P. Saving schools: from H. Mann to virtual learning. Camb. (Mass.), 2010.

Вернуться к началу