Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ГА ОБРАЗОВА́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 444

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Михайлова

ЛИ́ГА ОБРАЗОВА́НИЯ, все­рос­сий­ская об­ще­ст­вен­ная пе­да­го­гич. ор­га­ни­за­ция. Ос­но­ва­на в С.-Пе­тер­бур­ге в 1906 (ус­тав ут­вер­ждён в 1907) для объ­е­ди­не­ния и ко­ор­ди­на­ции дея­тель­но­сти пе­да­го­ги­че­ских и про­све­ти­тель­ных орг-ций в Рос­сии. Соз­да­на по об­раз­цу Ли­ги об­ра­зо­ва­ния Фран­ции (1866). Чле­на­ми-уч­ре­ди­те­ля­ми Л. о. яв­ля­лись со­труд­ни­ки за­кры­тых пра­ви­тель­ст­вом (1895) С.-Пе­терб. и Моск. ко­ми­те­тов гра­мот­но­сти, чле­ны Воль­но­го эко­но­ми­че­ско­го об­ще­ст­ва. В ор­га­ни­зац. ко­ми­тет вхо­ди­ли К. К. Ар­сень­ев, H. H. Бе­ке­тов, И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ, С. А. Вен­ге­ров, П. Ф. Кап­те­рев, Л. Ф. Пан­те­ле­ев, Г. А. Фаль­борк, А. П. Фи­ло­со­фо­ва, В. И. Чар­но­лу­ский и др. Прав­ле­ние Л. о. в С.-Пе­тер­бур­ге воз­глав­ля­ли Фаль­борк (пред­се­да­тель) и П. Н. Ми­лю­ков (сек­ре­тарь). Офиц. за­да­ча Л. о. за­клю­ча­лась в «со­дей­ст­вии по­ста­нов­ке об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии на на­ча­лах, со­от­вет­ст­вую­щих впол­не раз­ви­то­му де­мо­кра­ти­че­ско­му строю об­ще­ст­ва». Гл. цель – рас­про­стра­не­ние зна­ний в про­вин­ции пу­тём со­з­дания се­те­вой струк­ту­ры, ох­ва­ты­ваю­щей всю тер­ри­то­рию стра­ны; тео­ре­тич. и прак­тич. раз­ра­бот­ка во­про­сов об­ра­зова­ния, ос­но­ва­ние на­уч. и про­све­тит. уч­ре­ж­де­ний. Сфе­ра дея­тель­но­сти ли­ги вклю­ча­ла все сту­пе­ни школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, а так­же вне­шко­ль­ное об­ра­зо­ва­ние. В 1906 от­де­ле­ния Л. о. от­кры­ты в Мо­ск­ве, Виль­не, Са­ра­то­ве, в 1907 – в Крас­но­яр­ске, в 1908 – в Ом­ске. К ию­ню 1908 Л. о. ко­ор­ди­ни­ро­ва­ла дея­тель­ность 5 все­рос­сий­ских и 17 ме­ст­ных об­ществ об­разо­ва­ния. Про­винц. об­ще­ст­ва поль­зо­ва­лись ав­то­но­ми­ей, име­ли собств. ус­тав (час­то по об­раз­цу, ре­ко­мен­до­ван­но­му Л. о.) и фи­нан­си­ро­ва­ли ли­гу. Сре­ди об­ла­ст­ных от­де­лов осо­бен­но вы­де­лял­ся Мо­с­ков­ский (1906). От­дел от­крыл лет­ние кур­сы для учи­те­лей, лек­ци­он­ное бю­ро, соз­дал ко­мис­сию для выра­бот­ки по­ло­же­ния об ор­га­ни­за­ции на­чаль­ной шко­лы на де­мо­кра­тич. на­ча­лах. В 1907 из­да­вал ж. «Про­све­ще­ние». За­крыт в 1907 по при­ка­зу гра­до­на­чаль­ни­ка «на вре­мя уси­ле­ния ох­ра­ны».

В 1906–08 при прав­ле­нии Л. о. об­ра­зо­ва­ны 5 са­мо­сто­ят. об­ществ: школь­но­го про­све­ще­ния; со­дей­ст­вия вне­шко­ль­но­му про­све­ще­нию (соз­да­ва­ло биб­лио­те­ки, му­зеи, на­род­ные уни­вер­си­те­ты и пр.); изящ­ных ис­кусств (спо­соб­ст­во­ва­ло ор­га­ни­за­ции ху­дож. вы­ста­вок и га­ле­рей, нар. те­ат­ров; в чис­ле чле­нов – Б. М. Кус­то­ди­ев, Е. Е. Лан­се­ре, С. К. Ма­ков­ский, Н. К. Ре­рих); уни­вер­си­тет­ское (раз­ра­бот­ка во­про­сов выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, от­кры­тие воль­ных выс­ших школ; в чис­ле чле­нов – В. М. Бех­те­рев, И. М. Гревс, А. С. Лап­по-Да­ни­лев­ский, Ф. Ю. Ле­вин­сон-Лес­синг, П. Ф. Лес­гафт, С. Ф. Оль­ден­бург); об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния не­нор­маль­ных де­тей (раз­ра­ба­ты­ва­ло пер­вые кор­рек­ци­он­ные и обу­чаю­щие про­грам­мы для де­тей-ин­ва­ли­дов). Соз­дан так­же ряд ко­мис­сий: по ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти Пе­да­гогич. ака­де­мии в С.-Пе­тер­бур­ге (1907, в 1916 пе­ре­шла в чис­ло уч­реж­де­ний Об-ва эк­спе­рим. пе­да­го­ги­ки); по ор­га­ни­за­ции Центр. пе­даго­гич. б-ки; по ре­фор­ме школь­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва и др. 1-й об­щий съезд Л. о. (28–31.12.1908) при­нял ре­зо­лю­цию об от­ме­не пра­ви­тельств. ог­ра­ни­че­ний на про­све­ти­тель­ную дея­тель­ность в лю­бых фор­мах; на­ме­тил из­да­ние пе­чат­но­го ор­га­на (вме­сто вы­хо­див­шей в 1907–08 газ. «Жизнь и шко­ла»); одоб­рил вы­ра­бо­тан­ный спец. ко­мис­си­ей Л. о. про­ект за­ко­на «О раз­ви­тии и рас­ши­ре­нии на­чаль­но­го обу­че­ния», пре­ду­смат­ри­вав­ший вве­де­ние бес­плат­но­го все­об­ще­го на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Про­ект вме­сте с при­ла­гаю­щим­ся фи­нан­со­вым пла­ном был пред­став­лен для рас­смот­ре­ния во 2-ю Гос. ду­му, од­на­ко дум­ское боль­шин­ст­во его от­кло­ни­ло, т. к. про­ект за­ко­на не был со­гла­со­ван с Мин-вом нар. про­све­ще­ния (МНП). Л. о. об­ра­ти­лась так­же в Гос. ду­му с хо­да­тай­ст­вом о пре­кра­ще­нии пре­сле­до­ва­ний учи­те­лей по по­ли­тич. мо­ти­вам и воз­вра­ще­нии в шко­лы ре­прес­си­ро­ван­ных учи­те­лей.

По­сле по­ра­же­ния Ре­во­лю­ции 1905–07 ка­де­ты, от­ка­зав­шись от разл. форм не­ле­галь­ной ра­бо­ты, по­пы­та­лись ис­поль­зо­вать Л. о. для ве­де­ния аги­та­ци­он­но-про­па­ган­ди­ст­ской ра­бо­ты. В цир­ку­ля­ре Деп-та по­ли­ции, на­прав­лен­ном в 1908 гу­бер­на­то­рам и на­чаль­ни­кам жан­дарм­ских управ­ле­ний, ут­вер­жда­лось, что «от­де­лы Ли­ги об­ра­зо­ва­ния вме­сто про­све­ти­тель­ских за­дач, оп­ре­де­лён­ных их ус­та­ва­ми... под пред­ло­гом про­све­ще­ния на­род­ных масс ста­ли вы­ра­ба­ты­вать в на­род­ной сре­де аги­та­то­ров и про­па­ган­ди­стов с це­лью вы­звать ре­во­люц. бро­же­ние». В 1913 по тре­бо­ва­нию МНП в ус­тав Л. о. бы­ли вне­се­ны из­ме­не­ния, ог­ра­ни­чи­ваю­щие её об­ществ. дея­тель­ность и ор­га­ни­зую­щую роль. По­сле 1917 Л. о. пре­кра­ти­ла свою дея­тель­ность.

Лит.: Ли­га Об­ра­зо­ва­ния // Еже­год­ник вне­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния. М.; СПб., 1907–1910. Вып. 1–2; Про­ект школь­но­го за­ко­на. С при­ло­же­ни­ем при­мер­но­го ис­чис­ле­ния стои­мо­сти вве­де­ния все­об­ще­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. СПб., 1908; Ли­га Об­ра­зо­ва­ния. Пер­вый об­щий оче­ред­ной съезд 28–31 дек. 1908 г. Док­ла­ды прав­ле­ния. СПб., [1909]. № 1–17; От­чет о дея­тель­но­сти Ли­ги Об­ра­зо­ва­ния за 1907–1908 г. СПб., 1909; Шев­чен­ко Д. В. Ли­га об­ра­зо­ва­ния [С.-Пе­тер­бург, 1906–1917] // Школь­ная биб­лио­те­ка. 2007. № 1.

Вернуться к началу