Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИТТ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 661

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛИТТ (Litt) Тео­дор (27.12.1880, Дюс­сель­дорф – 16.7.1962, Бонн), нем. фи­ло­соф и пе­да­гог, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков «пе­да­го­ги­ки куль­ту­ры». Учил­ся в Бонн­ском и Бер­лин­ском ун-тах. В 1904–18 пре­по­да­вал в гим­на­зи­ях, в 1914–17 ра­бо­тал в Деп-те про­све­ще­ния Мин-ва куль­ту­ры Прус­сии. Проф. Бонн­ско­го (1919 и с 1947) и Лейп­циг­ско­го (1920–37, 1945–47) ун-тов.

Взгля­ды Л. фор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем И. В. Гё­те, В. Диль­тея, Г. Зим­ме­ля и др. Идеи нео­ге­гель­ян­ст­ва и нео­кан­ти­ан­ст­ва пе­ре­пле­та­ют­ся в его ми­ро­воз­зре­нии с ус­та­нов­ка­ми фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля и мо­ти­ва­ми фи­ло­со­фии жиз­ни. Л. ис­сле­до­вал ис­то­рич. фор­мы вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния и их осо­бен­но­сти в ус­ло­ви­ях совр. тех­нич. ци­ви­ли­за­ции (со­от­но­ше­ние ме­ж­ду об­щим и проф. об­ра­зо­ва­ни­ем и т. п.). Осн. пе­да­го­гич. идеи сфор­му­ли­ро­вал в тру­дах «Мыс­ли о куль­ту­ро­вед­че­ском прин­ци­пе обу­че­ния» («Gedanken zum kulturkundlichen Unterrichtsprinzip», 1925), «Ру­ко­во­дить или рас­тить?» («Führen oder Wa­chsen­las­sen», 1927, 13. Aufl., 1967), «Са­мо­по­зна­ние че­ло­ве­ка» («Selbsterkenntnis des Menschen», 1938) и др. По­сле 1945 вы­дви­нул за­да­чу куль­тур­но-по­ли­тич. са­мо­вос­пи­та­ния нем. на­ро­да. Ока­зал зна­чит. влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние офиц. док­три­ны вос­пи­та­ния в ФРГ, а так­же на со­ци­аль­но-кри­ти­че­скую пе­да­го­ги­ку и пе­да­го­ги­че­скую ан­тро­по­ло­гию.

Соч.: Individuum und Gemeinschaft. 3. Aufl. Lpz., 1926; Geschichte und Leben. 3. Aufl. Lpz.; B., 1930; Möglichkeiten und Grenzen der Pä­da­gogik. 2. Aufl. Lpz.; B., 1931; Hegel. Hdlb., 1953; Das Bildungsideal der deutschen Klassik und die moderne Arbeitswelt. 6. Aufl. B., 1959; Mensch und Welt. 2. Aufl. Hdlb., 1961; Technisches Denken und menschliche Bildung. 3. Aufl. Hdlb., 1964; Pädagogik und Kultur: Kleine pädagogische Schriften, 1918–1926. Bad Heilbrunn, 1965; Ethik der Neuzeit. 2. Aufl. Münch., 1968. Bd 1–2; Naturwissenschaft und Menschenbildung. 5. Aufl. Hdlb., 1968.

Лит.: Sinn und Geschichtlichkeit: Werk und Wirkungen T. Litts / Hrsg. von J. Derbolav. Stuttg., 1980.

Вернуться к началу