Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕПЕШИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 294

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

ЛЕПЕШИ́НСКИЙ Пан­те­лей­мон Ни­ко­лае­вич [29.2(12.3).1868, с. Сту­де­нец, Кли­мо­вич­ский у. Мо­ги­лёв­ской губ., ны­не в Кос­тю­ко­вич­ском р-не Мо­ги­лёв­ской обл. – 29.9.1944, Мо­ск­ва], дея­тель ре­во­люц. дви­же­ния, один из ор­га­ни­за­то­ров нар. об­ра­зо­ва­ния в СССР. Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Учил­ся на фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-те С.-Пе­терб. ун-та (1886–90, ис­клю­чён за уча­стие в круж­ке на­ро­до­воль­цев), окон­чил экс­тер­ном ун-т Св. Вла­ди­ми­ра в Ки­е­ве (1891). С 1890 в ре­во­люц. дви­же­нии. Чл. Пе­тер­бург­ско­го «Сою­за борь­бы за ос­во­бо­ж­де­ние ра­бо­че­го клас­са», агент газ. «Ис­кра». Чл. ор­га­ни­зац. к-та по со­зы­ву 2-го съез­да РСДРП. Не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся аре­сту и ссыл­ке. В 1903 примк­нул к боль­ше­ви­кам. В 1907–09 пре­по­да­вал в Ор­шан­ском ре­аль­ном уч-ще, в 1910 – в с. Щёл­ко­во Моск. губ. В 1918–1919 чл. кол­ле­гии Нар­ком­про­са, зав. от­де­лом ре­фор­мы шко­лы. В 1919–20 зам. нар­ко­ма про­све­ще­ния Тур­ке­стан­ской АССР (Таш­кент). В 1921–24 зам. пред. Ист­пар­та. С 1925 пред. ЦК Ме­ж­ду­нар. орг-ции по­мо­щи бор­цам ре­во­лю­ции в СССР. В 1927–30 ди­рек­тор Ис­то­рич. му­зея, в 1935–36 – Му­зея ре­во­лю­ции СССР.

Л. – один из ини­циа­то­ров раз­ра­бот­ки и ав­то­ров «По­ло­же­ния об еди­ной тру­до­вой шко­ле РСФСР» и «Ос­нов­ных прин­ци­пов еди­ной тру­до­вой шко­лы РСФСР» (1918). Под его ру­ко­во­дством бы­ли соз­да­ны пер­вые сов. учеб­ные пла­ны и про­грам­мы. В 1918 вы­дви­нул и обос­но­вал (совм. с В. По­зне­ром) «Мо­с­ков­ский про­ект»– наи­бо­лее ра­ди­каль­ный ва­ри­ант ре­фор­мы, пре­ду­смат­ри­вав­ший, на­ря­ду с об­ще­де­мо­кра­тич. по­ло­же­ния­ми (все­об­щее бес­плат­ное и рав­ное для всех об­ра­зо­ва­ние), ус­та­нов­ле­ние не­пре­рыв­но­го учеб­но­го го­да с 7-днев­ной учеб­ной не­де­лей (в т. ч. 2 дня на экс­кур­сии), раз­ра­бот­ку при­мер­ных (ба­зо­вых) про­грамм, за­ме­ну клас­сов по воз­рас­там груп­пи­ров­кой уча­щих­ся по уров­ню под­го­тов­лен­но­сти и пр. Л. обос­но­вал мо­дель но­во­го ти­па учеб­но­го за­ве­де­ния – шко­лы-ком­му­ны, т. е. об­щи­ны, по­стро­ен­ной на прин­ци­пах са­мо­управ­ле­ния, са­мо­об­слу­жи­ва­ния и ор­га­ни­за­ции «ум­ст­вен­ных форм тру­да». От­стаи­вал по­ли­тех­нич. прин­цип обу­че­ния, раз­ра­бо­тал пу­ти со­еди­не­ния ум­ст­вен­но­го и фи­зич. тру­да на ос­но­ве уча­стия де­тей в об­ществ. жиз­ни и вклю­че­ния их в тру­до­вые про­цес­сы на про­из-ве. В во­про­сах вос­пи­та­ния от­да­вал пред­поч­те­ние го­су­дар­ст­ву и шко­ле пе­ред семь­ёй.

Свои идеи Л. пы­тал­ся реа­ли­зо­вать в «Пер­вой со­вет­ской опыт­но-по­ка­за­тель­ной шко­ле-ком­му­не», ос­но­ван­ной им (1918) в с. Лит­ви­но­вя­чи (Бе­ло­рус­сия). Ему уда­лось осу­ще­ст­вить идею ши­ро­ко­го са­мо­управ­ле­ния, сде­лать труд ос­но­вой шко­лы жиз­ни, но в це­лом прин­ци­пы тру­довой шко­лы так и не бы­ли во­пло­ще­ны в жизнь. В 1919 шко­ла-ком­му­на пе­ре­еха­ла в Мо­ск­ву, где на её ба­зе бы­ла соз­да­на Моск. опыт­но-по­ка­за­тель­ная шко­ла-ком­му­на им. Л. Мно­гие идеи Л., свя­зан­ные с дея­тель­но­стью шко­лы-ком­му­ны, бы­ли в даль­ней­шем ис­поль­зо­ва­ны в прак­ти­ке А. С. Ма­ка­рен­ко.

Ра­бо­тая в Тур­ке­стан­ской АССР, Л. ор­га­ни­зо­вал под­го­тов­ку учи­те­лей школ для ко­рен­но­го на­се­ле­ния, в т. ч. в Тур­ке­стан­ском ун-те (ны­не Нац. ун-т Уз­бе­ки­ста­на им. Мир­зо Улуг­бе­ка), был ини­циа­то­ром 1-го рес­пуб­ли­кан­ско­го съез­да ра­бот­ни­ков нар. об­ра­зо­ва­ния (1920).

Соч.: О прин­ци­пах еди­ной тру­до­вой шко­лы // Жур­нал От­де­ла на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния За­пад­ной об­ла­сти. 1918. № 7/8; Опыт куль­тур­ной ра­бо­ты в де­рев­не // На­род­ное про­све­ще­ние. 1919. № 8; Школь­ный во­прос в об­ста­нов­ке со­циа­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции // Там же. 1920. № 16/17; Про­све­ще­ние во вре­мя Па­риж­ской ком­му­ны 1871 г. // Вест­ник про­све­ще­ния. 1925. № 2/3; На за­ре со­вет­ско­го про­све­ще­ния // На пу­тях к но­вой шко­ле. 1927. № 10; На по­во­ро­те. 4-е изд. М., 1955.

Лит.: Пет­ров Ф. Один из вы­даю­щих­ся за­чи­на­те­лей со­вет­ской шко­лы // На­род­ное об­ра­зо­ва­ние. 1958. № 7; Со­снов­ская Г. П. П. Н. Ле­пе­шин­ский – вид­ный со­вет­ский пе­да­гог // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1963. № 9; Алек­сан­д­ров В. П. Н. Ле­пе­шин­ский// Во­про­сы ис­то­рии КПСС. 1968. № 3; Бу­лац­кий Г. В. П. Н. Ле­пе­шин­ский. М., 1973; Са­дов­ский А. С. П. Н. Ле­пе­шин­ский. Минск, 1985.

Вернуться к началу