Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРФ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 393

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОРФ Ни­ко­лай Алек­сан­д­ро­вич [2(14).7.1834, Харь­ков – 13(25).11.1883, с. Не­скуч­ное Алек­санд­ров­ско­го у. Ека­те­ри­но­слав­ской губ., по­хо­ро­нен в Харь­ко­ве], ба­рон, рос. пе­да­гог, зем­ский дея­тель, пуб­ли­цист. Из ро­да Кор­фов. По окон­ча­нии Алек­сан­д­ров­ско­го ли­цея (1854) слу­жил в Мин-ве юс­ти­ции, с 1856 в от­став­ке. Ак­тив­ный уча­ст­ник зем­ско­го дви­же­ния: с 1867 член, за­тем председатель уезд­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та в Алек­сан­д­ров­ке (ны­не г. За­по­ро­жье). Соз­дал тип од­но­класс­ной сель­ской зем­ской шко­лы с 3-го­дич­ным сро­ком обу­че­ния, раз­ра­бо­тал ме­то­ди­ку ве­де­ния за­ня­тия од­ним учи­те­лем од­но­вре­мен­но с 3 от­де­ле­ния­ми шко­лы. Спе­ци­аль­но для сель­ской шко­лы на­пи­сал учеб­ную кн. «Наш друг» (1871) – до­пол­не­ние к «Род­но­му сло­ву» К. Д. Ушин­ско­го. К. сам уст­раи­вал шко­лы, обу­чал учи­те­лей, да­вал об­раз­цо­вые уро­ки. За вре­мя дея­тель­но­сти в Алек­сан­д­ров­ском зем­ст­ве (1867–72) и уез­де бы­ло от­кры­то ок. 100 школ. Тип сель­ской шко­лы, со­здан­ной К., рас­про­стра­нил­ся в др. зем­ских гу­бер­ни­ях. Из­да­вае­мые К. «От­чё­ты Алек­сан­д­ров­ско­го уезд­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та» (вып. 1–5) ос­ве­ща­ли ор­га­ни­за­цию со­ве­та, обя­зан­но­сти его чле­нов и по­пе­чи­те­лей школ, по­ря­док от­кры­тия на­род­ных учи­лищ и их про­грам­мы, пла­ны школь­ных зда­ний и др. Раз­ра­ба­ты­вая прин­ци­пы на­род­ной шко­лы, ука­зы­вал, что мно­же­ст­ву нац. ти­пов на­се­ле­ния не­об­хо­ди­мы со­от­вет­ст­вую­щие ти­пы школ, кри­ти­ко­вал По­ло­же­ние о на­чаль­ных на­род­ных шко­лах 1874, не пре­ду­смат­ри­вав­шее ва­риа­тив­но­сти ти­пов на­чаль­ной шко­лы. Дея­тель­ность К. вы­зва­ла вра­ж­деб­ное от­но­ше­ние со сто­ро­ны Мин-ва нар. про­све­ще­ния, ко­то­рое стре­ми­лось ог­ра­ни­чить зем­скую са­мо­стоя­тель­ность в школь­ном де­ле; в 1872 на зем­ских вы­бо­рах он был за­бал­ло­ти­ро­ван и уе­хал в Швей­ца­рию, где про­дол­жал пи­сать об об­ра­зо­ва­нии в рос. на­род­ных шко­лах («На­ши пе­да­го­ги­чес­кие во­про­сы», т. 1–2, 1882–86); в 1880 вер­нул­ся в Рос­сию.

Соч.: Зем­ский во­прос. (О на­род­ном об­ра­зо­ва­нии). СПб., 1867; На­ше школь­ное де­ло. Сб. ста­тей по учи­ли­ще­ве­де­нию. М., 1873; Рус­ская на­чаль­ная шко­ла. Ру­ко­во­дство для зем­ских глас­ных и учи­те­лей сель­ских школ. 6-е изд. СПб., 1879; Ру­ко­во­дство к обу­че­нию гра­мо­те (по зву­ко­во­му спо­со­бу). 7-е изд. СПб., 1880; Из пе­ре­жи­то­го. За­пис­ки // Рус­ская ста­ри­на. 1884. № 3–5.

Лит.: Пес­ков­ский М. Л. Ба­рон Н. А. Корф, его жизнь и об­ще­ст­вен­ная дея­тель­ность. СПб., 1893; Смир­нов В. З. Н. А. Корф // Очер­ки ис­то­рии шко­лы и пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли на­ро­дов СССР. 2-я пол. XIX в. М., 1976.

Вернуться к началу