Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́РШЕНШТЕЙНЕР

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 611

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Пискунов

КЕ́РШЕНШТЕЙНЕР, Кер­шен­штай­нер (Ker­schensteiner) Ге­орг (29.7.1854, Мюн­хен – 15.1.1932, там же), нем. пе­да­гог, тео­ре­тик гражд. вос­пи­та­ния и тру­до­вой шко­лы. Окон­чил Мюн­хен­ский ун-т (1883), пре­по­да­вал в ком­мерч. учи­ли­щах и гим­на­зи­ях в Нюрн­бер­ге, Швайн­фур­те, Мюн­хе­не. В 1895–1919 гор. школь­ный со­вет­ник в Мюн­хе­не. С 1920 проф. Мюн­хен­ско­го ун-та. В сво­их тру­дах под­верг кри­ти­ке тра­диц. нар. шко­лу и гим­на­зию, ну­ж­дав­ших­ся, по мне­нию К., в та­кой сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ла бы под­го­тов­ку из де­тей и под­ро­ст­ков бла­го­на­ме­рен­ных гра­ж­дан, доб­ро­со­ве­ст­ных и ини­циа­тив­ных в об­лас­ти сво­ей проф. дея­тель­но­сти ра­бот­ни­ков. Гл. сред­ст­вом та­ко­го вос­пи­та­ния К. счи­тал тру­до­вую шко­лу, сущ­ность ко­то­рой за­клю­ча­лась в том, что­бы воо­ру­жить уча­щих­ся ми­ни­му­мом зна­ний и мак­си­му­мом уме­ний и на­вы­ков, ха­рак­тер­ных для дан­ной от­рас­ли прак­тич. дея­тель­но­сти, а так­же со­от­вет­ст­вую­щи­ми гражд. убе­ж­де­ния­ми. К. не рас­про­стра­нял «тру­до­вой прин­цип» на сред­ние шко­лы (гим­на­зии и ре­аль­ные учи­ли­ща), был сто­рон­ни­ком двой­ст­вен­ной сис­те­мы обу­че­ния. В на­род­ных (мас­со­вых) шко­лах К. счи­тал нуж­ным ши­ро­ко ис­поль­зо­вать разл. ви­ды ре­мес­лен­но­го тру­да, са­мо­сто­ят. ла­бо­ра­тор­ные ра­бо­ты, прак­тич. за­ня­тия, руч­ной труд на уро­ках об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных дис­ци­п­лин. Соб­ст­вен­но проф. под­го­тов­ка, по К., долж­на осу­ще­ст­в­лять­ся в т. н. до­пол­ни­тель­ных шко­лах для ра­бо­таю­щих под­ро­ст­ков, имею­щих об­ра­зо­ва­ние в объ­ё­ме нар. шко­лы. До­пол­ни­тель­ные шко­лы соз­да­ва­лись обыч­но для ра­бо­чих од­ной про­фес­сии, к по­треб­но­стям ко­то­рой здесь при­спо­саб­ли­ва­лось изу­че­ние всех учеб­ных пред­ме­тов. В тес­ной свя­зи с кон­цеп­ци­ей тру­до­вой шко­лы у К. вы­сту­па­ла тео­рия гражд. вос­пи­та­ния, наи­бо­лее пол­но из­ло­жен­ная в кни­гах «По­ня­тие гра­ж­дан­ско­го вос­пи­та­ния» («Der Begriff der staatsburgerlichen Er­zie­chung», 1910) и «По­ня­тие тру­до­вой шко­лы» («Der Begriff der Arbeitsschule», 1912). В них К. рас­смат­ри­вал нар. шко­лу и ар­мию как наи­бо­лее дей­ст­вен­ные гос. вос­пи­та­тель­ные ин­сти­ту­ты.

Реа­ли­зуя свои идеи, К. пе­ре­стро­ил учеб­ные пла­ны нар. школ Мюн­хе­на, от­во­дя боль­шое ме­сто в них прак­тич. ма­те­ма­ти­ке, ес­те­ст­во­зна­нию и ри­со­ва­нию. Ре­фор­ма­тор­ские идеи К. ока­за­ли зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие пе­да­го­гич. тео­рии и школь­ной прак­ти­ки в Ев­ро­пе пер­вых де­ся­ти­ле­тий 20 в.

Соч.: Betrachtungen zur Theorie des Lehr­planes. Münch., 1899; Избр. соч. М., 1915; Основ­ные воп­ро­сы школь­ной ор­га­ни­за­ции. 2-е изд. П., 1920; Theo­rie der Bildung. 3. Aufl. Lpz., 1931; Das Grund­axiom des Bildungs­pro­zesses und seine Fol­ge­rungen für die Schulor­ga­nisation. 8. Aufl. Münch., 1958.

Лит.: Пис­ку­нов А. И. Тео­рия и прак­ти­ка тру­до­вой шко­лы в Гер­ма­нии (До Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки). М., 1963; Хре­сто­ма­тия по ис­то­рии за­ру­беж­ной пе­да­го­ги­ки. М., 1981; Джу­рин­ский А. Н. Ис­то­рия пе­да­го­ги­ки. М., 1999; Go­non Ph. G. Kers­chen­stei­ner. Darm­stadt, 2002.

Вернуться к началу