Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ЩЕНКО

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КА́ЩЕНКО Все­во­лод Пет­ро­вич [21.3(2.4).1870, Ейск – 30.11.1943, Мо­ск­ва], рос. врач, де­фек­то­лог, один из пер­вых ор­га­ни­за­то­ров обу­че­ния ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей, ос­но­во­по­лож­ник ле­чеб­ной пе­да­го­ги­ки и выс­ше­го де­фек­то­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния. В 1891–94 учил­ся на мед. ф-те Мо­с­ков­ско­го ун-та, ис­клю­чён и вы­слан из Мо­ск­вы за уча­стие в сту­денч. ре­во­люц. дви­же­нии. Окон­чил мед. ф-т Ки­ев­ско­го ун-та (1897). Ра­бо­тал зем­ским вра­чом (1897–1904). Ор­га­ни­зо­вал (1908) в Мо­ск­ве ча­ст­ную шко­лу-са­на­то­рий – од­но из пер­вых в Рос­сии уч­ре­ж­де­ний для де­тей с ин­тел­лек­ту­аль­ной не­дос­та­точ­но­стью и на­ру­ше­ния­ми по­ве­де­ния. В 1918 на ба­зе этой шко­лы К. ос­но­вал Дом изу­че­ния ре­бён­ка (ди­рек­тор в 1918–21), вы­пол­няв­ший функ­ции ле­чеб­но-пе­да­го­гич., ис­сле­до­ва­тель­ско­го и учеб­но-про­све­ти­тель­но­го уч­ре­ж­де­ния; в 1921 пре­об­ра­зо­ван в Ме­ди­ко-пе­да­го­гич. кли­ни­ку (с 1923 Ме­ди­ко-пе­да­го­гич. опыт­ная стан­ция; ди­рек­тор до 1924). В 1919 соз­дал Му­зей дет­ской де­фек­то­ло­гии (позд­нее на­зван Му­зе­ем пе­до­ло­гии и пе­да­го­ги­ки ис­клю­чи­тель­но­го дет­ст­ва; в 1926 за­крыт). Рек­тор и проф. (1920–24) ос­но­ван­но­го им Пе­да­го­гич. ин-та дет­ской де­фек­тив­но­сти (с 1924 от­де­ле­ние пе­да­го­гич. ф-та 2-го МГУ, с 1930 де­фек­то­ло­гич. ф-т Мо­с­ков­ско­го пе­да­го­гич. ин-та им. А. С. Буб­но­ва), до 1931 зав. ка­фед­рой ле­чеб­ной пе­да­го­ги­ки. С 1928 про­фес­сор-кон­суль­тант в кли­ни­ках Мо­ск­вы. Раз­ра­ба­ты­вал во­про­сы кли­нич. и пси­холо­го-пе­да­го­гич. изу­че­ния ано­маль­но­сти ре­бён­ка, соз­дал ори­ги­наль­ную сис­те­му обу­че­ния и вос­пи­та­ния де­тей с на­ру­ше­ния­ми ЦНС и т. н. труд­ных де­тей. В ра­бо­те «Пе­да­го­ги­че­ская кор­рек­ция» (3-е изд., 1999) под­роб­но опи­сал ти­пы от­кло­не­ний в раз­ви­тии ре­бён­ка, на­стаи­вал на не­об­хо­ди­мо­сти ис­кать их при­чи­ны не толь­ко в пси­хо­ло­гии ре­бён­ка, но и в со­ци­аль­ных ус­ло­ви­ях раз­ви­тия дет­ской пси­хи­ки. При­зна­вая дей­ст­вен­ность пси­хо­кор­рек­ци­он­ных ме­то­дов, важ­ность про­ве­де­ния точ­ной ди­аг­но­сти­ки де­фек­та, К. уде­лял ог­ром­ное вни­ма­ние лич­но­ст­ным осо­бен­но­стям пе­да­го­гов-де­фек­то­ло­гов, при­зван­ных со­здать ту но­вую со­ци­аль­ную сре­ду, в ко­то­рой пред­стоя­ло вос­пи­ты­вать­ся «ис­клю­чи­тель­ным» (тер­мин К.) де­тям.

Соч.: Де­фек­тив­ные де­ти и шко­ла. Сб. ста­тей. М., 1912 (ред. и со­авт.); Ис­клю­чи­тель­ные де­ти, их изу­че­ние и вос­пи­та­ние. 2-е изд. М., 1929 (совм. с Г. В. Му­ра­ше­вым); Пе­да­го­ги­че­ская кор­рек­ция: ис­прав­ле­ние не­дос­тат­ков ха­рак­те­ра у де­тей и под­ро­ст­ков. М., 2008.

Лит.: Ко­но­валь­чук А. Н. В. П. Ка­щен­ко о ти­пах лич­но­сти пе­да­го­га-де­фек­то­ло­га // Ис­то­рия оте­че­ст­вен­ной и ми­ро­вой пси­хо­ло­ги­че­ской мыс­ли. М., 2006.

Вернуться к началу