Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́ПТЕРЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 42

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. А. Лебедев

КА́ПТЕРЕВ Пётр Фё­до­ро­вич [7(19).7.1849, с. Клё­но­во По­доль­ско­го у. Моск. губ. – 7.9.1922, Во­ро­неж], рос. пе­да­гог и пси­хо­лог. Брат Н. Ф. Кап­те­ре­ва. По­сле окон­ча­ния (1872) Моск. ду­хов­ной ака­де­мии со­вме­щал пре­по­да­ва­тель­скую ра­бо­ту в учеб­ных за­ве­де­ни­ях С.-Пе­тер­бур­га (в т. ч. в 1885–1917 по Ве­дом­ст­ву уч­ре­ж­де­ний имп. Ма­рии, проф. с 1912) с об­ществ. дея­тель­но­стью в Пе­да­го­гич. му­зее во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний, в Пе­терб. пе­да­го­гич. об-ве, Фре­бе­лев­ском об-ве, Пе­терб. к-те гра­мот­но­сти. В пе­терб. пе­ри­од (1872–1918) раз­ра­ба­ты­вал про­бле­мы до­шко­ль­ной пе­да­го­ги­ки и се­мей­но­го вос­пи­та­ния, ди­дак­ти­ки, ис­то­рии рус. пе­да­го­ги­ки, пе­да­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. Обо­сно­вал роль до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ний в фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти гра­ж­дани­на, сфор­му­ли­ро­вал гл. прин­ци­пы взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду дет­ским са­дом и семь­ёй, раз­ра­бо­тал ос­но­вы се­мей­но­го вос­пи­та­ния. Под ре­дак­ци­ей К. из­да­на «Эн­цик­ло­пе­дия се­мей­но­го вос­пи­та­ния и обу­че­ния» (1898–1910, 59 вы­пус­ков; ав­тор 10 вы­пус­ков). К. раз­ра­ба­ты­вал так­же про­бле­мы тео­рии об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, оп­ре­де­лил сущ­ность и со­дер­жа­ние об­ра­зо­ват. про­цес­са, фор­мы и ме­то­ды обу­че­ния. Об­щим ос­но­ва­ни­ем пе­да­го­ги­ки счи­тал ан­тро­по­ло­гию (пре­ж­де все­го фи­зио­ло­гию и пси­хо­ло­гию). Обос­но­вал не­об­хо­ди­мость ва­риа­тив­но­сти об­ще­об­ра­зо­ват. школ, диф­фе­рен­циа­ции учеб­ных кур­сов и всей струк­ту­ры учеб­но­го про­цес­са, а так­же це­ле­со­об­раз­ность де­ле­ния школ на клас­сы, ис­хо­дя из по­ло­же­ния о су­ще­ст­во­ва­нии разл. «ти­пов ума» (про­дук­тив­ный, не­про­дук­тив­ный, сме­шан­ный) и, со­от­вет­ст­вен­но, жиз­нен­ных при­зва­ний юно­ше­ст­ва. Вы­дви­нул идею ав­то­ном­но­сти пе­да­го­гич. про­цес­са, сво­бод­но­го от дав­ле­ния го­су­дар­ст­ва и Церк­ви. С этих по­зи­ций раз­ра­бо­тал во­про­сы тео­рии пе­да­го­гич. про­цес­са.

Ис­сле­до­вал так­же ис­то­рию нар. об­разо­ва­ния в Рос­сии по­сле от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва (1861), оха­рак­те­ри­зо­вал об­щие пе­рио­ды раз­ви­тия рус. шко­лы и пе­да­го­ги­ки за вре­мя су­ще­ст­во­ва­ния Рос. гос-ва, про­ана­ли­зи­ро­вал ис­точ­ни­ки дви­же­ния тео­рии и прак­ти­ки школь­но­го вос­пи­та­ния и всей сис­те­мы нар. об­ра­зо­ва­ния. С 1921 проф. Во­ро­неж­ско­го ун-та. В ря­де ста­тей, опуб­ли­ко­ван­ных в ж. «Пе­да­го­ги­че­ская мысль» (1918–22), из­ло­жил про­грам­му об­нов­ле­ния об­ще­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии.

Соч.: Пе­да­го­ги­че­ский про­цесс. СПб., 1905; Ос­нов­ные на­ча­ла се­мей­но­го обу­че­ния (Ди­дак­ти­ка се­мьи). 2-е изд. СПб., 1912; Со­вре­мен­ные за­да­чи на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. М., 1913; За­да­чи и ос­но­вы се­мей­но­го вос­пи­та­ния. 2-е изд. СПб., 1913; Пе­да­го­ги­че­ская пси­хо­ло­гия. 3-е изд. СПб., 1914; Ис­то­рия рус­ской пе­да­го­гии. 2-е изд. П., 1915; Ди­дак­ти­ческие очер­ки. Тео­рия об­ра­зо­ва­ния. 2-е изд. П., 1915; Избр. пе­да­го­ги­че­ские соч. М., 1982; Ан­то­ло­гия пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли Рос­сии вто­рой по­ло­ви­ны XIX – на­ча­ла XX в. М., 1990. С. 214–243 (библ.).

Лит.: Ле­бе­дев П. А. Пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ское на­сле­дие П. Ф. Кап­те­ре­ва. М., 1998 (библ.).

Вернуться к началу