Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАНИ́ЛОВ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 288

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДАНИ́ЛОВ Ми­ха­ил Алек­сан­д­ро­вич [13(25).4.1899, дер. Ва­силь­ев­щи­на Гдов­ско­го у. С.-Петерб. губ. – 25.11.1973, Мо­ск­ва], рос. пе­да­гог, чл.-корр. АПН РСФСР (1959). Окон­чил фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ф-т Ле­нин­град­ско­го пе­да­го­гич. ин-та име­ни Н. А. Не­кра­со­ва (1924) и Ака­де­мию ком­му­ни­сти­че­ского вос­пи­тания имени Н. К. Круп­ской (1928). С 1918 пре­по­да­вал в Яз­вин­ской шко­ле Гдов­ско­го у. Пет­рогр. губ. С 1931 на на­уч.-пе­да­го­гич. ра­бо­те в Мо­ск­ве и Смо­лен­ске; в 1944–73 в НИИ об­щей пе­да­го­ги­ки АПН. В 1940–60-х гг. сфор­му­ли­ро­вал ряд кон­цеп­ту­аль­ных по­ло­же­ний, по­лу­чив­ших раз­ви­тие в ди­дак­тич. ис­сле­до­ва­ни­ях 1960–80-х гг.: на­прав­лен­ность обу­че­ния на вос­пи­та­ние у уча­щих­ся ус­той­чи­вой по­зна­ва­тель­ной по­треб­но­сти, обес­пе­че­ние ка­ж­до­му уче­ни­ку по­зи­ции субъ­ек­та учеб­но-по­зна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти и др. Рас­крыл диа­лек­ти­ку про­цес­са обу­че­ния, его внутр. ис­точ­ни­ки, дви­жу­щие си­лы и осн. про­ти­во­ре­чия. Вы­дви­нул идею соз­да­ния ме­то­до­ло­гии пе­да­го­ги­ки как са­мо­сто­ят. от­рас­ли пе­да­го­гич. зна­ния, обос­но­вал её за­да­чи, струк­ту­ру, связь со смеж­ны­ми нау­ка­ми. Д. воз­ро­дил по­ня­тие «пе­да­го­ги­че­ский про­цесс», во­шед­шее в отеч. пе­да­го­ги­ку бла­го­да­ря П. Ф. Кап­те­ре­ву, рас­крыл роль кон­цеп­ции «са­мо­раз­ви­тия» в по­зна­нии его диа­лек­тич. при­ро­ды и по­ка­зал зна­чи­мость это­го по­ня­тия для ис­сле­до­ва­ния яв­ле­ний вос­пи­та­ния. Сте­рео­тип­но­му пе­да­го­гич. мыш­ле­нию, со­ри­ен­ти­ро­ван­но­му на пе­да­го­гич. ру­ко­во­дство как «це­ле­на­прав­лен­ное пе­да­го­ги­че­ское воз­дей­ст­вие на уча­щих­ся», про­ти­во­пос­та­вил идею обу­че­ния как об­ще­ние учи­те­ля и уча­щих­ся. Мно­гие идеи Д. не бы­ли под­дер­жа­ны его со­вре­мен­ни­ка­ми, по­сколь­ку всту­па­ли в про­ти­во­ре­чие с тра­диц. пе­да­го­ги­кой и бы­ли реа­ли­зо­ва­ны лишь в 1990-е гг., в ча­ст­но­сти идеи «пе­да­го­ги­ки со­труд­ни­че­ст­ва».

Соч.: Роль на­чаль­но­го обу­че­ния в ум­ст­вен­ном и нрав­ст­вен­ном раз­ви­тии че­ло­ве­ка. М., 1947; Пе­да­го­ги­че­ский про­цесс и его диа­лек­ти­ка. М., 1970; Все­об­щая ме­то­до­ло­гия нау­ки и спе­ци­аль­ная ме­то­до­ло­гия пе­да­го­ги­ки в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях. М., 1971; Про­бле­мы ме­то­до­ло­гии пе­да­го­ги­ки и ме­то­ди­ки ис­сле­до­ва­ний. М., 1971; Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы и ме­то­ды фун­да­мен­таль­ных пе­да­го­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний. М., 1972.

Лит.: Сте­паш­ко Л. М. А. Да­ни­лов // Со­вет­ская пе­да­го­ги­ка. 1989. № 5.

Вернуться к началу