Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИЗУА́ЛЬНАЯ ГРА́МОТНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. М. Сельцер

ВИЗУА́ЛЬНАЯ ГРА́МОТНОСТЬ (англ. vi­sual literacy), спо­соб­ность ви­деть, ана­ли­зи­ро­вать и по­ни­мать зри­тель­ный об­раз. Кон­цеп­ция В. г. воз­ник­ла в кон. 1960-х гг. в США. В её ос­но­ву лег­ли по­ло­же­ния о ве­ду­щей ро­ли зри­тель­но­го (ви­зу­аль­но­го) вос­при­ятия в про­цес­се по­зна­ния в ус­ло­ви­ях уве­ли­чи­ваю­щей­ся ин­фор­ма­ци­он­ной на­груз­ки. На 1-й Нац. кон­фе­рен­ции США по В. г. (1969) Дж. Дебс от­нёс В. г. к чис­лу спо­соб­но­стей, ко­то­рые че­ло­век мо­жет раз­вить с по­мо­щью зре­ния од­но­вре­мен­но с ос­таль­ны­ми чув­ст­ва­ми и ко­то­рые не­об­хо­ди­мы для нор­маль­но­го про­цес­са ста­нов­ле­ния лич­но­сти. Дебс и его кол­ле­ги (центр В. г. при уни­вер­си­те­те в г. Ро­че­стер, США) счи­та­ли, что В. г. долж­на стать са­мо­сто­ят. учеб­ным пред­ме­том в шко­ле. В про­цес­се обу­че­ния у уча­щих­ся вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся ба­зо­вые ви­зу­аль­ные уме­ния: от фор­ми­ро­ва­ния эле­мен­тар­ных ак­тов зри­тель­но­го вос­при­ятия че­рез вос­при­ятие ак­тов дви­же­ния и про­стран­ст­вен­но­го рас­пре­де­ле­ния пред­ме­тов к раз­ви­тию на­вы­ков вос­при­ятия и ви­зу­аль­но­го вы­ра­же­ния про­цес­са и, на­ко­нец, к дос­ти­же­нию по­ни­ма­ния и уме­ния реа­ли­зо­вать ау­дио­ви­зу­аль­ное вы­ра­же­ние идеи, об­раза.

На кон­цеп­цию В. г. ока­за­ли влия­ние ра­бо­ты Л. С. Вы­гот­ско­го, Дж. С. Бру­не­ра, Ж. Пиа­же и др.

Лит.: Debes J. L. Some foundations for visual literacy // Audiovisual Instruction. 1968. Vol. 13; idem. The loom of visual literacy // Ibid. 1969. Vol. 14; Fransecky R. B., Debes J. L. Visual li­te­racy: a way to learn – a way to teach. Wash., 1972; Вы­гот­ский Л. С. Пси­хо­ло­гия ис­кус­ст­ва. 3-е изд. М., 1986.

Вернуться к началу