Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ССЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 209

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Коротков

ВЕ́ССЕЛЬ Ни­ко­лай Хри­стиа­но­вич [22.1(3.2).1834, С.-Пе­тер­бург – 3(16).6.1906, там же], рос. тео­ре­тик и ис­то­рик пе­да­го­ги­ки, шко­ло­вед и пуб­ли­цист. Окон­чил ф-т вост. язы­ков С.-Пе­терб. ун-та (1855). С 1856 экс­перт-ана­ли­тик Мин-ва нар. про­све­ще­ния (МНП). Чл. Учё­но­го к-та (1867–74, 1884–97); чл. Со­ве­та ми­ни­ст­ра МНП (1897–1900). Чл. Пе­да­го­ги­че­ско­го к-та (1874–82, 1897–1901) Во­ен. мин-ва. Ре­дак­ти­ро­вал жур­на­лы «Учи­тель» (1861–64, совм. с И. И. Па­уль­со­ном), «Пе­да­го­ги­че­ский сбор­ник» (1864–1882), «За­ду­шев­ное сло­во» (1885–1900) и при­ло­же­ние к по­след­не­му «Пе­да­го­ги­че­ский лис­ток» (с 1887). Один из ос­но­ва­те­лей и сек­ре­тарь Пе­терб. пе­да­го­гич. об-ва (1869).

На ос­но­ве ана­ли­за за­ру­беж­но­го и отеч. опы­та впер­вые пред­ло­жил строй­ную и за­кон­чен­ную сис­те­му рос. об­ра­зо­ва­ния («об­ще­ст­вен­ное учи­ли­ще­ве­де­ние»). Со­ста­вил про­ек­ты соз­да­ния обя­зат. на­род­ной 8-лет­ней шко­лы и 4-лет­ней сред­ней шко­лы. Ши­ро­кая сеть проф. об­ра­зо­ва­ния долж­на бы­ла стро­ить­ся на ос­но­ве об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.

Раз­ра­бо­тал на­уч. ос­но­вы оп­ре­де­ле­ния форм, це­лей и со­дер­жа­ния об­ще­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния на ка­ж­дой сту­пе­ни, раз­ре­шав­шие про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду клас­сич. и ес­те­ст­вен­но-на­уч. об­ра­зо­ва­ни­ем. Це­лью об­ра­зо­ва­ния счи­тал пол­ное раз­ви­тие спо­соб­но­стей ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, а ре­зуль­та­том – осоз­на­ние уча­щим­ся сво­их спо­соб­но­стей и вы­бор со­от­вет­ст­вую­щей про­фес­сии («вос­пи­та­ние для жиз­ни»).

Выс­шим прин­ци­пом вос­пи­та­ния счи­тал прин­цип при­ро­до­со­об­раз­но­сти. Пе­да­го­гич. иск-во, по В., за­клю­ча­ет­ся в по­бу­ж­де­нии к са­мо­вос­пи­та­нию и долж­но все­гда учи­ты­вать осо­бен­но­сти лич­но­сти уча­ще­го­ся и совр. со­стоя­ние про­све­ще­ния. Пси­хо­ло­ги­че­ски обос­но­вал ус­ло­вия и фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния нравств. об­ли­ка уче­ни­ка и осн. сред­ст­ва нравств. вос­пи­та­ния (соз­да­ние нравств. ат­мо­сфе­ры и не­об­хо­ди­мость ста­вить ре­бён­ка в со­от­вет­ст­вую­щие жиз­нен­ные си­туа­ции, при­мер вос­пи­та­те­ля, оты­ска­ние вы­со­ко­го че­ло­ве­че­ско­го идеа­ла, про­бу­ж­де­ние стрем­ле­ния к са­мо­вос­пи­та­нию и са­мо­об­ра­зо­ва­нию).

В рус­ле прин­ци­па при­ро­до­со­об­раз­но­сти ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние на ре­гио­наль­но-крае­ведч. ха­рак­те­ре со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния в со­от­вет­ст­вии с ме­ст­ны­ми со­ци­аль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, по­треб­но­стя­ми эко­но­ми­ки, мен­та­ли­те­том на­се­ле­ния (вплоть до соз­да­ния учеб­ни­ков для отд. ме­ст­но­стей – «от­чиз­но­ве­де­ние»).

В. пред­при­нял из­да­ние 4-том­но­го «Ру­ко­во­дства к пре­по­да­ва­нию об­ще­об­ра­зова­тель­ных пред­ме­тов» (1873–74; вы­шло 2 то­ма). Важ­ней­шие сре­ди др. ра­бот: «Проф­шко­лы и обу­че­ние ре­мёс­лам» (1881), «На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние и на­род­ные учи­ли­ща в За­пад­ной Ев­ро­пе и в Рос­сии» («Рус­ская шко­ла», 1890–1891), «На­ша сред­няя об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная шко­ла» (1903). Пе­ре­вёл и до­пол­нил со­чи­не­ния Ф. Э. Бе­не­ке: «Опыт­ная пси­хо­ло­гия в при­ме­не­нии к вос­пи­та­нию и обу­че­нию де­тей» (1862) и «Ру­ко­во­д­ство к вос­пи­та­нию и обу­че­нию» (1871–1872) и др.

Со­би­ра­тель нар. пе­сен; вме­сте с Е. К. Альб­рех­том со­ста­вил сб. «Гу­сель­ки» (128 ко­лы­бель­ных, дет­ских и нар. пе­сен и при­бау­ток..., 3-е изд., 1879), «Школь­ные пес­ни» (115 нар., лит., ис­то­рич. и во­ен. пе­сен, пе­ре­ра­бо­тан­ных для школ, 3-е изд., 1888).

Соч.: Очер­ки об об­щем об­ра­зо­ва­нии и сис­те­ме на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии / Вступ. ст. В. Я. Стру­мин­ско­го. М., 1959 (библ.).

Лит.: Ни­коль­ская А. А. Пси­хо­ло­ги­че­ские ос­но­вы вос­пи­та­ния в тру­дах Н. Х. Вес­се­ля // Во­про­сы пси­хо­ло­гии. 1980. № 6.

Вернуться к началу