Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРДЖЕ́РИО

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 154-155

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Ревякина

ВЕРДЖЕ́РИО (Vergerio) Пьет­ро (Пьер) Пао­ло Стар­ший (1370, Ка­по­ди­ст­рия, ны­не г. Ко­пер, Сло­ве­ния – 1444, Бу­да­пешт), итал. гу­ма­нист. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в грам­ма­ти­че­ской шко­ле в Па­дуе, за­тем во Фло­рен­ции. Пре­по­да­вал в Бо­лон­ском и Па­ду­ан­ском ун-тах. По­сле 1405 пе­ре­шёл на служ­бу в пап­скую ку­рию; уча­ст­во­вал в Кон­стан­ц­ском со­боре, осу­див­шем Я. Гуса, яв­лял­ся гл. пред­ста­ви­те­лем ка­то­ли­ков на пе­ре­го­во­рах с гу­си­та­ми в Пра­ге (1420). С 1417 в Венг­рии, где сыг­рал вид­ную роль в раз­ви­тии гу­ма­низ­ма. Ав­тор пер­вой до­шед­шей до нас гу­ма­ни­стич. ко­ме­дии «Па­вел» (1388–90), на­пи­сан­ной «для ис­прав­ле­ния нра­вов юно­шей». Ис­пы­тал влия­ние пе­да­го­гич. идей Ари­сто­те­ля, Ци­це­ро­на, Плу­тар­ха и др. Осн. пе­да­го­гич. со­чи­не­ние – трак­тат «De ingenuis moribus et liberalibus studiis» (ок. 1402, до 1600 вы­дер­жал 40 из­да­ний; в рус. пер. – «О бла­го­род­ных нра­вах и сво­бод­ных нау­ках», 1988), в ко­то­ром впер­вые сис­те­ма­ти­че­ски из­ло­же­ны прин­ци­пы гу­ма­ни­стиче­ской пе­да­го­ги­ки: со­ци­аль­ная на­прав­лен­ность и взаи­мо­связь обу­че­ния и вос­пи­та­ния. В. от­сту­пил от тра­диционной сис­те­мы се­ми сво­бод­ных ис­кусств, вы­де­лял в про­цес­се обу­че­ния гу­ма­ни­тар­ные «гра­ж­дан­ские» дис­ци­п­ли­ны (мо­раль­ную фи­ло­со­фию, ис­то­рию, ри­то­ри­ку), при­да­вая им ре­шаю­щую роль в об­ра­зо­ва­нии; грам­ма­ти­ку и ло­ги­ку счи­тал важ­ны­ми, но вспо­мо­га­тель­ны­ми по от­но­ше­нию к пер­вым.

Лит.: Saitta G. L’educazione dell’umane­simo in Italia. Venezia, 1928; Фри­до­лин П. П. Пе­да­го­ги­че­ские идеи италь­ян­ско­го Воз­ро­ж­де­ния // Из­вес­тия пе­да­го­ги­че­ско­го фа­куль­те­та Азер­бай­джан­ско­го гос. уни­вер­си­те­та. Об­ще­ст­вен­ные нау­ки. 1929. Т. 14, 16.

Вернуться к началу