Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́НТЦЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 144

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Богуславский

ВЕ́НТЦЕЛЬ Кон­стан­тин Ни­ко­лае­вич [24.11 (6.12).1857, С.-Пе­тер­бург – 10.3.1947, Мо­ск­ва], рос. пе­да­гог, тео­ре­тик и про­па­ган­дист сво­бод­но­го вос­пи­та­ния. Дво­ря­нин, сын д. стат. со­вет­ни­ка. Учил­ся в Тех­но­ло­гич. ин-те (1875–76) и С.-Пе­терб. ун-те (1876–77). С 1880 уча­ст­ник революц. на­род­нич. дви­же­ния (в 1885 аре­сто­ван в Во­ро­не­же, вы­слан). С 1891 ра­бо­тал в ста­ти­стич. от­де­ле­нии Моск. гор. упра­вы. С 1919 в Во­ро­не­же: пре­по­да­вал в пе­да­го­гич. тех­ни­ку­ме и ун-те, был ор­га­ни­за­то­ром и пре­по­да­ва­те­лем Ин-та нар. об­ра­зо­ва­ния.

Пе­да­го­гич. взгля­ды В. раз­ви­ва­лись в рус­ле пе­до­цен­триз­ма. В цент­ре вос­пи­тания, по В., – ин­те­ре­сы и по­треб­но­сти кон­крет­но­го ре­бён­ка, цель вос­пи­та­ния – раз­ви­тие внут­рен­ней сво­бо­ды лич­но­сти, ду­хов­ной са­мо­стоя­тель­но­сти, со­хра­не­ние ре­бён­ком сво­его «я», «про­яс­не­ние» и «про­яв­ле­ние» в ре­бён­ке за­ра­нее за­ло­жен­но­го об­раза.

В. раз­ра­ба­ты­вал ос­но­вы и прин­ци­пы сво­бод­ной шко­лы и сво­бод­но­го вос­пи­та­ния. Во гла­ве об­ра­зо­ват. дея­тель­но­сти на­хо­дил­ся не учеб­ный план, а «план жиз­ни ре­бён­ка». Пер­вым эта­пом пре­ду­смат­ри­ва­лось фор­ми­ро­ва­ние внут­рен­ней об­ра­зо­ват. про­грам­мы. В нравств. вос­пи­та­нии ак­цент де­лал­ся на со­дей­ст­вии ре­бён­ку в вы­ра­бот­ке сво­ей лич­ной нрав­ст­вен­но­сти и ре­ли­гии, реа­ли­за­ции пра­ва быть «сво­бод­ным ис­ка­те­лем и твор­цом ду­хов­ных цен­но­стей». Ве­ду­щая роль от­во­ди­лась эс­те­тич. вос­пи­та­нию.

Раз­ра­бо­тал прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции вос­пи­тат.-об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ния – До­ма сво­бод­но­го ре­бён­ка, и пы­тал­ся реа­ли­зо­вать их в Мо­ск­ве (1906–09). Боль­шое вни­ма­ние В. и его еди­но­мыш­лен­ни­ки уде­ля­ли пре­тво­ре­нию этих по­ло­же­ний в жизнь се­мьи.

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 раз­ви­вал идею пе­да­го­гич. ре­во­лю­ции, ко­то­рую трак­то­вал как кар­ди­наль­ную ре­фор­му вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния, соз­даю­щую ус­ло­вия для сво­бод­но­го раз­ви­тия лич­но­сти. В ра­бо­тах «Как бо­роть­ся с ми­ли­та­риз­мом» (2-е изд., 1917), «Со­вре­мен­ный мо­мент и сво­бод­ное вос­пи­та­ние» и «От­де­ле­ние шко­лы от го­су­дар­ст­ва и дек­ла­ра­ция прав ре­бён­ка» (обе в 1918) обос­но­вал прин­цип ав­то­но­мии шко­лы от го­су­дар­ст­ва, по­зво­ляю­щий ор­га­ни­зо­вать не­за­ви­си­мое, са­мо­управ­ляю­щее­ся, бес­плат­ное учеб­но-вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ние, на­хо­дя­щее­ся в ве­де­нии об­щин или сво­бод­ных сою­зов гра­ж­дан. Ста­вя об­ще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти над клас­со­вы­ми, счи­тал, что шко­ла не долж­на слу­жить ору­ди­ем осу­ще­ст­в­ле­ния по­ли­тич. за­дач.

В «Дек­ла­ра­ции прав ре­бён­ка» (од­ной из пер­вых в ми­ро­вой прак­ти­ке) в 1917 про­воз­гла­сил для де­тей рав­ные со взрос­лы­ми сво­бо­ды и пра­ва (в т. ч. на раз­витие сво­их спо­соб­но­стей и да­ро­ва­ний, вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние, сво­бод­ное вы­ра­же­ние мыс­лей, соз­да­ние дет­ских ор­га­ни­за­ций и объ­е­ди­не­ний и др.). По­сле Окт. ре­во­лю­ции вы­сту­пал про­тив ми­ли­та­ри­за­ции и по­дав­ле­ния лич­но­сти. В 1917–22 раз­ра­ба­ты­вал прин­ци­пы по­строе­ния еди­ной тру­до­вой шко­лы в РСФСР. По­сле рез­кой кри­ти­ки его пе­да­го­гич. кон­цеп­ции (её объ­я­ви­ли вред­ной и ре­ак­ци­он­ной уто­пи­ей, со­дей­ст­вую­щей контр­ре­во­лю­ции и бур­жуа­зии) В. ото­шёл от ак­тив­ной пе­да­го­гической дея­тель­но­сти. В 1920–30-х гг. тру­ды В. по­свя­ще­ны раз­ви­тию гу­ма­ни­стич. тра­ди­ций отеч. фи­ло­со­фии, соз­да­нию ре­ли­гии творч. лич­но­сти, ос­но­ван­ной на куль­те ре­бён­ка (не­опубл. ра­бо­ты: «Твор­че­ское жиз­не­по­ни­ма­ние в хри­сти­ан­ст­ве и тол­стов­ст­ве», 1926; «Фи­ло­со­фия твор­че­ской во­ли» и «Луч све­та на пу­ти твор­че­ст­ва», обе в 1937).

Соч.: Осн. за­да­чи нрав­ст­вен­но­го вос­пи­та­ния. М., 1896; Борь­ба за сво­бод­ную шко­лу. М., 1906; Эти­ка и пе­да­го­ги­ка твор­че­ской лич­но­сти. М., 1911–1912. Т. 1–2; Как соз­дать сво­бод­ную шко­лу. (Дом сво­бод­но­го ре­бен­ка). 3-е изд. М., 1923; Но­вые пу­ти вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния де­тей. 2-е изд. М., 1923; Тео­рия сво­бод­но­го вос­пи­та­ния и иде­аль­ный дет­ский сад. 4-е изд. П.; М., 1923; Ос­во­бо­ж­де­ние ре­бен­ка. 3-е изд. М., 1923; Сво­бод­ное вос­пи­та­ние. Избр. тру­ды. М., 1993.

Лит.: Стек­лов М. Е. Эво­лю­ция пе­да­го­ги­че­ских взгля­дов К. Н. Вент­це­ля. Смо­ленск, 1999; Вент­цель / Сост. Г. Б. Кор­не­тов, М. В. Бо­гу­слав­ский. М., [1999]; Чмы­ре­ва Е. В. Тео­рия сво­бод­но­го вос­пи­та­ния К. Н. Вент­це­ля и мо­дер­ни­за­ция со­вре­мен­ной шко­лы Рос­сии. Пя­ти­горск, 2001; Бо­гу­слав­ский М. В. К. Вент­цель: под­виж­ник сво­бод­но­го вос­пи­та­ния // Ли­де­ры об­ра­зо­ва­ния. 2002. № 9.

Вернуться к началу