Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́НЕКЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 314-315

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Петровский

БЕ́НЕКЕ (Beneke) Фрид­рих Эду­ард (17.2.1798, Бер­лин – 1.3.1854, там же), нем. пси­хо­лог и пе­да­гог. Ве­ду­щей пси­хо­ло­гич. нау­кой счи­тал эм­пи­рич. пси­хо­ло­гию, ба­зи­рую­щую­ся на ана­ли­зе фак­тов са­мо­соз­на­ния. Вслед за И. Ф. Гер­бар­том кри­ти­ко­вал тео­рию аб­ст­ракт­ных ду­шев­ных спо­соб­но­стей и счи­тал, что пси­хо­ло­гия долж­на ис­сле­до­вать ду­шев­ные яв­ле­ния во вза­им­ной свя­зи, вы­яв­ляя осн. за­ко­но­мер­но­сти их об­ра­зо­ва­ния. Пе­да­го­ги­ку рас­смат­ри­вал лишь как при­клад­ную пси­хо­ло­гию, под­чёр­ки­вая, что це­ли и за­да­чи вос­пи­та­ния и обу­че­ния за­клю­ча­ют­ся в пра­виль­ном раз­ви­тии пси­хических про­дук­тов и форм.

Осн. пе­да­го­гич. труд Б. – «Ру­ко­вод­ство к вос­пи­та­нию и уче­нию» («Erzie­hungs- und Unterrichtslehre», Bd 1–2, 1835–36) – был пе­ре­ве­дён на рус. яз. Н. Х. Вес­се­лем (1871–72). Вни­ма­ние рус. пе­да­го­гов при­влек­ли идеи о зна­чит. воз­мож­но­стях ду­хов­ной жиз­ни взрос­ло­го че­ло­ве­ка по срав­не­нию с дет­ски­ми её про­яв­ле­ния­ми, о ра­вен­ст­ве вро­ж­дён­ных спо­соб­но­стей де­тей. В рус. пе­да­го­гич. нау­ке по­лу­чил раз­ви­тие те­зис Б. о пе­даго­гич. ру­ко­во­дстве как ис­поль­зо­ва­нии внеш­них раз­дра­жи­те­лей в же­лае­мом для вос­пи­та­ния на­прав­ле­нии, т. е. о раз­ви­тии и обо­га­ще­нии вро­ж­дён­ных спо­соб­но­стей. На су­ж­де­ния Б. опи­рал­ся К. Д. Ушин­ский в сво­ём гл. тру­де «Че­ло­век как пред­мет вос­пи­та­ния» (т. 1–2, 1868–69).

Соч.: Schriften zur Psychologie und Päda­go­gik /Hrsg. N. Barelmann. B., 1986.

Вернуться к началу