Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИ́ЗНЕС-ОБРАЗОВА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 471-472

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. И. Евенко

БИ́ЗНЕС-ОБРАЗОВА́НИЕ, проф. об­ра­зова­ние и обу­че­ние лю­дей, за­ни­маю­щих­ся управ­ле­ни­ем в ор­га­ни­за­ци­ях, ко­то­рые дей­ст­ву­ют в ус­ло­ви­ях рын­ка и ста­вят сво­ей главной це­лью по­лу­че­ние при­бы­ли; вто­рое выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Б.-о. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на фа­куль­те­тах биз­не­са и ме­недж­мен­та уни­вер­си­те­тов, ака­де­мий, ин­сти­ту­тов в ви­де пер­во­го проф. выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния (ба­ка­лав­ри­ат и ма­ги­ст­ра­ту­ра по со­от­вет­ст­вую­щим спе­ци­аль­но­стям) и в раз­но­об­раз­ных уч­ре­ж­де­ни­ях до­пол­нит. проф. об­ра­зо­ва­ния (в ви­де проф. пе­ре­под­го­тов­ки и крат­ко­сроч­но­го по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в со­от­вет­ст­вую­щих ин­сти­ту­тах). Его наи­бо­лее раз­ви­тая и из­вест­ная ор­га­ни­за­ци­онная фор­ма – выс­шая шко­ла биз­не­са (или ме­недж­мен­та). Управ­ле­ние в гос. сфе­ре, как и под­го­тов­ка эко­но­ми­стов ши­ро­ко­го про­фи­ля, не яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ным пред­ме­том Б.-о. Об­ра­зо­ва­ние в шко­лах биз­не­са име­ет праг­ма­тич. на­прав­лен­ность, яв­ля­ясь об­ра­зо­ва­ни­ем ра­ди де­ло­вой карь­е­ры и пред­при­ни­ма­тель­ско­го ус­пе­ха. Как пра­ви­ло, Б.-о. – это «по­сле­опыт­ное» об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое по­лу­ча­ют лю­ди, уже имею­щие пер­вое выс­шее (ино­гда сред­нее тех­ни­че­ское) об­ра­зо­ва­ние по лю­бой спе­ци­аль­но­сти, а так­же опыт прак­тич. ра­бо­ты и же­лаю­щие за­нять (ли­бо уже за­ни­ма­ют) управ­ленч. долж­ность.

Тра­диц. дис­ци­п­ли­на­ми в биз­нес-об­ра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах, ба­зи­рую­щих­ся на меж­дис­ци­п­ли­нар­ной на­уч. ос­но­ве (при­вле­че­нии по­ло­же­ний эко­но­ми­ки, пра­ва, со­цио­ло­гии, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ин­фор­ма­ти­ки и т. п.), яв­ля­ют­ся ме­недж­мент, мар­ке­тинг, фи­нан­сы, уп­рав­ле­ние опе­ра­ция­ми, управ­ле­ние пер­со­на­лом, управ­ле­ние ин­фор­ма­ци­ей и др. Их уг­луб­лён­ное изу­че­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при под­го­тов­ке «функ­цио­наль­ных ме­нед­же­ров», а так­же при по­вы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции по отд. ас­пек­там на­зван­ных дис­ци­п­лин. Гл. об­ра­зо­ва­тель­ный про­дукт выс­ших школ биз­не­са – под­го­тов­ка на ос­но­ве учеб­ных про­грамм «Мас­тер де­ло­во­го ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния» («Master of Business Administration», МВА) ме­нед­же­ров-дже­не­ра­ли­стов – про­фес­сио­на­лов, спо­соб­ных ру­ко­во­дить ор­га­ни­за­ци­ей в це­лом или её круп­ным под­раз­де­ле­ни­ем, что со­пря­же­но с не­об­хо­ди­мо­стью при­ня­тия «стра­те­ги­че­ских ре­ше­ний» (как пра­ви­ло, на уров­не пре­зи­ден­та ком­па­нии, ге­не­раль­но­го или ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра, управ­ляю­ще­го от­де­ле­ни­ем, соб­ст­вен­ни­ка ма­ло­го биз­не­са и т. п.). В этих про­грам­мах важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют меж­функ­цио­наль­ные кур­сы-ин­те­гра­ти­вы, та­кие, как «Стра­те­ги­че­ский ме­недж­мент», «Управ­ле­ние из­ме­не­ния­ми», «Ан­ти­кри­зис­ное управ­ле­ние», «Ме­ж­ду­на­род­ный биз­нес» и т. п. Про­грам­мы МВА рас­счи­та­ны на срок от 1 го­да до 2–3 лет (при обу­че­нии без от­ры­ва от про­из­вод­ст­ва) и фак­ти­че­ски до­бав­ля­ют к пер­во­му выс­ше­му (по лю­бой спе­ци­аль­но­сти) вто­рое выс­шее (управ­лен­че­ское) об­ра­зо­ва­ние. Вы­де­ляют­ся так­же биз­нес-об­ра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы для ру­ко­во­ди­те­лей выс­ше­го зве­на (top-management), в боль­шей сте­пе­ни про­блем­но ори­ен­ти­ро­ван­ные (в т. ч. на уров­не ЕМВА – Executive МВА), а так­же ори­ен­ти­ро­ван­ные на ис­сле­до­ва­ние круп­ных прак­тич. про­блем («Док­тор де­ло­во­го ад­ми­ни­ст­ри­ро­ва­ния» – «Doctor of Business Administration», DBA).

От­ли­чие Б.-о. от пер­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния со­сто­ит в обес­пе­че­нии не толь­ко пе­ре­да­чи зна­ний, но и вы­ра­бот­ки уме­ний и на­вы­ков их при­ме­не­ния, в т. ч. в не­стан­дарт­ных прак­тич. си­туа­ци­ях, а так­же раз­ви­тие лич­ных проф. ка­честв ме­нед­же­ра, та­ких, как ли­дер­ст­во, при­ня­тие ре­ше­ний, ра­бо­та в ко­ман­дах, ис­кус­ст­во ком­му­ни­ка­ций и де­ло­вых пе­ре­го­во­ров и т. п. В Б.-о. ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся ак­тив­ные и по­ис­ко­вые ме­то­ды обу­че­ния (де­ло­вые иг­ры, изу­че­ние прак­тич. си­туа­ций, груп­по­вая и са­мо­сто­ят. ра­бо­та, ви­део­тре­нин­ги и т. п.). Важ­ную роль иг­ра­ет вы­ра­бот­ка ми­ро­воз­зре­ния, аде­к­ват­но­го за­да­чам ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, со­ци­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти биз­не­са и т. п.

Б.-о. впер­вые по­лу­чи­ло раз­ви­тие в 1930-х гг. во Фран­ции, где бы­ли ос­но­ва­ны выс­шие ком­мерч. шко­лы. Фор­ми­ро­ва­ние Б.-о. свя­зы­ва­ют и с за­ро­див­ши­ми­ся в США в сер. 20 в. кон­цеп­ция­ми «на­уч­но­го управ­ле­ния» и «про­фес­сио­наль­ных ме­нед­же­ров», хо­тя пер­вая шко­ла биз­не­са (Уор­то­нов­ская при Пен­силь­ван­ском ун-те) бы­ла ос­но­ва­на в 1881, а пер­вая сте­пень МВА бы­ла при­свое­на в 1901 (Да­рем­ская шко­ла биз­не­са). В Зап. Ев­ро­пе Б.-о. по­лу­чи­ло серь­ёз­ное раз­ви­тие в 1950–60-е гг. Наи­бо­лее из­вест­ные в ми­ре шко­лы биз­не­са: аме­ри­кан­ские – Гар­вард­ская, Уор­то­нов­ская, Стан­форд­ская, Кел­лог (Се­ве­ро-За­пад­ный ун-т и др.); ев­ро­пей­ские – Лон­дон­ская, INCEAD (Фран­ция), IMD (Швей­ца­рия), Ко­пен­га­ген­ская и др.

В Рос­сии, имев­шей раз­ви­тое эко­но­мич. об­ра­зо­ва­ние, а так­же сис­те­му под­го­тов­ки управ­ленч. кад­ров для со­циа­ли­стич. эко­но­ми­ки, Б.-о. за­ро­ди­лось в 1990-е гг. как фор­ма пред­при­ни­ма­тель­ст­ва отд. учеб­ных за­ве­де­ний. В 1999 ква­ли­фи­ка­ция МВА бы­ла при­зна­на офи­ци­аль­но бла­го­да­ря ини­циа­ти­ве Рос. ас­со­циа­ции биз­нес-об­ра­зо­ва­ния (РАБО; 1990). В чис­ле ве­ду­щих биз­нес-школ Рос­сии: Ака­де­мия на­род­но­го хо­зяй­ст­ва при Пра­ви­тель­ст­ве РФ, Гос. уни­вер­си­тет управ­ле­ния, Фи­нан­со­вая ака­де­мия при Пра­ви­тель­ст­ве РФ, Гос. ун-т – Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки, шко­лы биз­не­са при Рос. экономич. ака­де­мии им. Г. В. Пле­ха­но­ва, Сток­гольм­ская шко­ла эко­но­ми­ки в С.-Пе­тер­бур­ге и др. В 1990-е гг. ус­ко­рил­ся про­цесс гло­ба­ли­за­ции в Б.-о., бы­ли соз­да­ны сис­те­мы ме­ж­ду­нар. ак­креди­та­ции школ биз­не­са (AACSB – США, EQUIS – Зап. Ев­ро­па, AMBA – Ве­ли­ко­бри­та­ния и др.), а так­же их меж­ду­нар. рей­тин­гов (газ. «Financial Times», ж. «Economist» и др.).

Лит.: Биз­нес-об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии: Ана­ли­ти­чес­кий спра­воч­ник. М., 1997–1998. Вып. 1–2; Биз­нес-об­ра­зо­ва­ние: спе­ци­фи­ка, про­грам­мы, тех­но­ло­гии, ор­га­ни­за­ция. М., 2004.

Вернуться к началу