Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛЛ-ЛАНКА́СТЕРСКАЯ СИСТЕ́МА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 222-223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЕЛЛ-ЛАНКА́СТЕРСКАЯ СИСТЕ́МА вза­им­но­го обу­че­ния, сис­те­ма ор­га­ни­за­ции и ме­то­дов обу­че­ния в на­чаль­ной шко­ле, при ко­то­рой стар­шие и бо­лее ус­пе­ваю­щие уче­ни­ки (мо­ни­то­ры) под ру­ко­во­д­ством учи­те­ля ве­ли за­ня­тия с ос­таль­ны­ми уча­щи­ми­ся. Бы­ла пред­ло­же­на не­за­ви­си­мо друг от дру­га англ. пе­да­го­га­ми – свя­щен­ни­ком Анг­ли­кан­ской церк­ви Э. Бел­лом (1753–1832) и Дж. Лан­ка­сте­ром – как бы­ст­рый и де­шё­вый спо­соб мас­со­вого обу­че­ния гра­мо­те. Пер­во­на­чаль­но при­ме­ня­лась в Ин­дии (1791, Белл), за­тем в Ве­ли­ко­бри­та­нии (1801, Лан­ка­с­тер). В нач. 19 в. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние во Фран­ции, США, Да­нии и др. стра­нах.

В Рос­сии Б.– Л. с. при­вле­ка­ла вни­ма­ние пра­ви­тель­ст­ва как де­шё­вый спо­соб уст­рой­ст­ва на­чаль­ных учи­лищ. Од­ним из пер­вых учеб­ных за­ве­де­ний, при­ме­нив­ших но­вую сис­те­му обу­че­ния (1810), бы­ла Ом­ская шко­ла кан­то­ни­стов. К 1815–1817 от­но­сят­ся пер­вые по­пыт­ки ор­га­ни­за­ции школ по Б. – Л. с. в ок­ку­па­ци­он­ном кор­пу­се рус. ар­мии во Фран­ции (один из ор­га­ни­за­то­ров – бу­ду­щий де­каб­рист М. Ф. Ор­лов). В 1817–19 шко­лы вза­им­но­го обу­че­ния воз­ник­ли в не­ко­то­рых во­ин­ских час­тях и в име­ни­ях ли­бе­раль­но на­стро­ен­ных по­ме­щи­ков. Од­ной из пер­вых бы­ла от­кры­та шко­ла для кре­сть­ян в име­нии гр. Н. П. Ру­мян­це­ва в Го­ме­ле, в 1817 при­гла­сив­шего англ. пе­да­го­га, зна­то­ка Б.–Л. с., Я. И. Гер­да (1799/1800–1875). В авг. 1818 чле­на­ми «Сою­за бла­го­ден­ст­вия» Ф. Н. Глин­кой, Ф. П. Тол­стым, В. К. Кю­хель­бе­ке­ром и др. ор­га­ни­зо­ва­но «Воль­ное об­ще­ст­во уч­ре­ж­де­ния учи­лищ по ме­то­ду вза­им­но­го обу­че­ния» (ус­тав ут­вер­ждён 14.1.1819). В 1819 об­ще­ст­во от­кры­ло С.-Пе­терб. уч-ще вза­им­но­го обу­че­ния и уча­ст­во­ва­ло в ор­га­ни­за­ции по­доб­ных учи­лищ в др. го­ро­дах (наи­бо­лее из­вест­ны шко­лы Ор­ло­ва в Кие­ве и В. Ф. Ра­ев­ско­го в Ки­ши­нё­ве). В про­ти­во­вес «Воль­но­му об­ще­ст­ву…» бы­ла соз­да­на пра­ви­тельств. сис­те­ма лан­ка­с­тер­ских учи­лищ. В 1820 в Мин-ве нар. про­све­ще­ния при Гл. прав­ле­нии учи­лищ об­ра­зо­ван К-т для уст­рой­ст­ва и наблю­де­ния за учи­ли­ща­ми вза­им­но­го обу­че­ния во гла­ве с М. Л. Маг­ниц­ким, Д. П. Ру­ни­чем и И. И. Мар­ты­но­вым. Пе­да­го­гов в 1819–22 го­то­вил Учи­тель­ский ин-т вза­им­но­го обу­че­ния при С.-Пе­терб. ун-те.

По­доз­ре­ния вла­стей в ан­ти­пра­ви­тельств. на­прав­ле­нии школ вза­им­но­го обу­че­ния, а так­же не­дос­та­ток средств на их со­дер­жа­ние яви­лись при­чи­ной упад­ка Б.–Л. с. в Рос­сии. В 1825 пре­кра­ти­ло дея­тель­ность «Воль­ное об­ще­ст­во…», в 1831 за­крыт ми­ни­стер­ский ко­ми­тет. Не­мно­гие лан­ка­стер­ские шко­лы про­су­ще­ст­во­ва­ли до 1860-х гг. В 1840–50-х гг. к Б.–Л. с. об­ра­ти­лись ссыль­ные де­каб­ри­сты, соз­да­вав­шие шко­лы в Си­би­ри. Наи­бо­лее из­вест­ны муж­ские и жен­ские учи­ли­ща И. Д. Якуш­ки­на в Ялу­то­ров­ске, в ко­то­рых ус­пеш­но со­че­та­лись клас­с­но-уроч­ная сис­те­ма и вза­им­ное обу­че­ние.

Лит.: То­ма­шев­ская Н. Лан­ка­стер­ские шко­лы в Рос­сии // Рус­ская шко­ла. 1913. № 3.

Вернуться к началу