Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИНА́НСОВАЯ ПОЛИ́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 380

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Леонова

ФИНА́НСОВАЯ ПОЛИ́ТИКА, со­во­куп­ность мер, ме­то­дов и ин­ст­ру­мен­тов управ­ле­ния фи­нан­со­вы­ми сред­ст­ва­ми, вклю­чая их фор­ми­ро­ва­ние, эф­фек­тив­ное рас­пре­де­ле­ние и ис­поль­зо­ва­ние, при­ме­няе­мая для дос­ти­же­ния фи­нан­со­вых це­лей эко­но­мич. субъ­ек­тов.

В за­ви­си­мо­сти от субъ­ек­та Ф. п. мож­но вы­де­лить неск. уров­ней её осу­ще­ст­в­ле­ния – гло­баль­ный, го­су­дар­ст­ва, сек­то­ра эко­но­ми­ки, кон­крет­ной тер­ри­то­рии, пред­при­ятия (ор­га­ни­за­ции) и до­мо­хо­зяй­ст­ва. Объ­ек­том Ф. п. яв­ля­ют­ся фи­нан­сы и от­но­ше­ния ме­ж­ду субъ­ек­та­ми од­но­го или раз­ных уров­ней по по­во­ду фор­ми­ро­ва­ния, рас­пре­де­ле­ния и ис­поль­зо­ва­ния фи­нан­со­вых ре­сур­сов. По­это­му су­ще­ст­ву­ет тес­ная взаи­мо­связь ме­ж­ду фи­нан­со­вы­ми ре­ше­ния­ми, при­ни­мае­мы­ми разл. субъ­ек­та­ми. Напр., Ф. п. и ре­ше­ния до­мо­хо­зяйств о том, ка­кую часть лич­но­го рас­по­ла­гае­мо­го до­хо­да по­треб­лять, а ка­кую сбе­ре­гать, ока­зы­ва­ет не­по­средств. влия­ние на по­ли­ти­ку кре­дит­ных ор­га­ни­за­ций, при­вле­каю­щих сво­бод­ные сред­ст­ва, а так­же на по­ли­ти­ку ком­мерч. ор­га­ни­за­ций по рас­ши­ре­нию объ­ё­ма ин­ве­сти­ций. По­след­ст­вия при­ня­тых до­мо­хо­зяй­ст­ва­ми фи­нан­со­вых ре­ше­ний, вли­яя на ин­ве­сти­ци­он­ный про­цесс, ока­зы­ва­ют воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие всей эко­но­ми­ки. На ка­ж­дом уров­не осу­ще­ст­в­ле­ния це­ли Ф. п. мо­гут быть раз­ны­ми, це­ли бо­лее мел­ких под­сис­тем мо­гут не сов­па­дать с це­ля­ми и за­да­ча­ми бо­лее круп­ных сис­тем, ча­стью ко­то­рых они яв­ля­ют­ся. И на­обо­рот, реа­ли­за­ция за­дач Ф. п. на бо­лее вы­со­ком уров­не мо­жет пре­пят­ство­вать до­сти­же­нию фи­нан­со­вых це­лей субъ­ек­тов бо­лее низ­ких уров­ней. Так, ме­ры бан­ков­ско­го над­зо­ра за дея­тель­но­стью ком­мерч. бан­ков со сто­ро­ны центр. бан­ков на­прав­ле­ны на сни­же­ние рис­ков в бан­ков­ской сфе­ре и ук­ре­п­ле­ние на­дёж­но­сти и ста­биль­но­сти бан­ков­ской сис­те­мы стра­ны. Это пред­по­ла­га­ет ог­ра­ни­че­ния на про­ве­де­ние вы­со­ко­рис­ко­ван­ных опе­ра­ций, ко­то­рые ком­мерч. бан­ки осу­ще­ст­в­ля­ют для дос­ти­же­ния крат­ко­сроч­ных це­лей мак­си­ми­за­ции при­бы­ли и по­пол­не­ния ли­к­вид­ных ак­ти­вов. В слу­чае не­бла­го­при­ят­но­го ис­хо­да (реа­ли­за­ции рис­ка) та­ких опе­ра­ций про­бле­мы од­ной кре­дит­ной ор­га­ни­за­ции мо­гут ока­зать дес­та­би­ли­зи­рую­щее влия­ние на др. час­ти фи­нан­со­вой сис­те­мы и при­вес­ти к сис­тем­но­му фи­нан­со­во­му кри­зи­су, на­ру­шив реа­ли­за­цию це­лей гос. фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки.

Из­на­чаль­но тер­мин «Ф. п.» от­но­сил­ся толь­ко к по­ли­ти­ке го­су­дар­ст­ва по управ­ле­нию фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми стра­ны. Ф. п. го­су­дар­ст­ва – часть его эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки. В ши­ро­ком смыс­ле Ф. п. объ­е­ди­ня­ет бюд­жет­но-на­ло­го­вую, де­неж­но-кре­дит­ную и ин­ве­сти­ци­он­ную по­ли­ти­ку. Од­на­ко де­неж­но-кре­дит­ная и бюд­жет­но-на­ло­го­вая по­ли­ти­ка раз­ли­ча­ют­ся по ин­ст­ру­мен­там реа­ли­за­ции, мо­гут не сов­па­дать по це­лям и, как пра­вило, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся раз­ны­ми не­за­ви­си­мы­ми ин­сти­ту­та­ми вла­сти – нац./центр. бан­ком и мин-вом фи­нан­сов со­от­вет­ст­вен­но. Тем не ме­нее мож­но счи­тать де­неж­но-кре­дит­ную по­ли­ти­ку эле­мен­том Ф. п. го­су­дар­ст­ва, в рам­ках ко­то­рой она от­ве­ча­ет за ста­биль­ность пред­ло­же­ния де­нег в эко­но­ми­ке, ус­той­чи­вость бан­ков­ской сис­те­мы и осу­ще­ст­в­ля­ет над­зор за функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем ры­ноч­ных фи­нан­со­вых ин­сти­ту­тов. Осн. объ­ект гос. Ф. п. в бюд­жет­ной сфе­ре – гос. фи­нан­сы.

Фи­нан­сы пред­при­ятий от­но­си­тель­но не­дав­но вы­де­ли­лись в са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ние изу­че­ния, ана­ли­за и осу­ще­ст­в­ле­ния прак­тич. дея­тель­но­сти по управ­ле­нию фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми хо­зяйств. еди­ни­цы. Со­от­вет­ст­вен­но сфор­ми­ро­ва­лось на­прав­ле­ние при­клад­но­го ана­ли­за и на­бор под­хо­дов к управ­ле­нию фи­нан­са­ми ор­га­ни­за­ций – фи­нан­со­вый ме­недж­мент. Ф. п. пред­при­ятия долж­на вклю­чать ме­ры по обес­пе­че­нию фи­нан­со­вой ста­биль­но­сти, управ­ле­нию фи­нан­со­вы­ми рис­ка­ми, рас­ши­ре­нию сек­то­ра рын­ка, уве­ли­че­нию ры­ноч­ной стои­мо­сти ком­па­нии. Ф. п. мо­жет быть эф­фек­тив­ной, ес­ли она осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в со­че­та­нии с про­из­вод­ст­вен­ной, мар­ке­тин­го­вой, ин­ве­сти­ци­он­ной, кад­ро­вой, стра­хо­вой по­ли­ти­кой.

Ф. п. до­мо­хо­зяйств на­прав­ле­на на ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние те­ку­щих до­хо­дов, фор­ми­ро­ва­ние на­ко­п­ле­ний, соз­да­ние фи­нан­со­вой ба­зы для обес­пе­че­ния нужд до­мо­хо­зяй­ст­ва по об­ра­зо­ва­нию и здра­во­охра­не­нию, обес­пе­че­ние до­ход­но­сти пер­со­наль­ных фи­нан­со­вых ак­ти­вов.

Лит.: Кейнс Дж. М. Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1993; Син­ки Дж. Фи­нан­со­вый ме­недж­мент в ком­мер­че­ском бан­ке и в ин­ду­ст­рии фи­нан­со­вых ус­луг. М., 2007; Мир­кин Я. М. Фи­нан­со­вое бу­ду­щее Рос­сии: Экс­тре­му­мы, бу­мы, сис­тем­ные рис­ки. М., 2011; Фи­нан­сы / Под ред. Е. В. Мар­ки­ной. 3-е изд. М., 2015; Banks E. Finance: The basics. 3rd еd. L., 2016.

Вернуться к началу