Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УСЛУ́ГИ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 108-109

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Тамбовцев

УСЛУ́ГИ, дей­ст­вие (по­сле­до­ва­тель­ность дей­ст­вий), осу­ще­ст­в­ляе­мое по­став­щи­ком в ин­те­ре­сах по­тре­би­те­ля (ин­ди­ви­да, груп­пы лиц, юри­ди­че­ско­го ли­ца). С точ­ки зре­ния по­тре­би­те­ля, У. – это бла­га, пре­дос­тав­ляе­мые ему в фор­ме дея­тель­но­сти. Ка­кой-ли­бо еди­ной клас­си­фи­ка­ции У. не су­ще­ст­ву­ет. Раз­ли­ча­ют У., ока­зы­вае­мые не­по­сред­ст­вен­но че­ло­ве­ку (напр., обу­че­ние, ле­че­ние, спорт, до­суг) и на­прав­лен­ные на его иму­ще­ст­во (ре­монт бы­то­вой тех­ни­ки, ком­му­наль­ные и др.). Вы­де­ля­ют так­же ус­лу­ги: юри­ди­че­ские, транс­порт­ные, фи­нан­со­вые и бан­ков­ские, ох­ран­ные, ме­ди­цин­ские, об­ра­зо­ва­тель­ные и т. п. Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют У., ока­зы­вае­мые го­су­дар­ст­вом (напр., оформ­ле­ние до­ку­мен­тов, осу­ще­ст­в­ле­ние ре­ги­ст­ра­ции).

В клас­сич. эко­но­мич. тео­рии и в мар­ксиз­ме У. по­ни­ма­лись как вто­рич­ные по от­но­ше­нию к ве­щам (ма­те­ри­аль­ным цен­но­стям), под­чёр­ки­ва­лась их не­ма­те­ри­аль­ность, не­ося­зае­мость. Со­от­вет­ст­вен­но, ма­те­ри­аль­ное про­из-во объ­яв­ля­лось ос­нов­ным, пер­вич­ным, о нём го­во­ри­ли как о про­из­во­ди­тель­ном, а ус­лу­ги трак­то­ва­лись как не­про­из­во­ди­тель­ные (пред­став­ле­ния о сфе­ре У. как «не­про­из­вод­ст­вен­ной»). В пла­но­вой эко­но­ми­ке сфе­ра У. фи­нан­си­ро­ва­лась по ос­та­точ­но­му прин­ци­пу.

В кон­цеп­ции по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва Д. Бел­ла сфе­ре У. от­ве­де­на гл. роль в обес­пе­че­нии эко­но­мич. ро­ста на ос­но­ве раз­ви­тия ин­фор­мац. тех­но­ло­гий. В эко­но­ми­ке раз­ви­тых стран до­ля сфе­ры У. со­став­ля­ет 60–70%.

Су­ще­ст­ву­ют рас­ши­ри­тель­ные трак­тов­ки У. В рам­ках ре­сурс­ной тео­рии фир­мы под­чёр­ки­ва­ет­ся, что цен­ность ре­сур­са за­ви­сит от то­го, как он ис­поль­зу­ет­ся в про­цес­се про­из­вод­ст­ва. В рам­ках ло­ги­ки до­ми­ни­ро­ва­ния У. рас­смат­ри­ва­ют­ся как пер­вич­ные, ба­зо­вые эле­мен­ты лю­бо­го об­ме­на, а ве­щи – как плат­фор­мы для пре­дос­тав­ле­ния ус­луг.

Лит.: Grönroos C. From scientific management to service management: A management perspective for the age of service competition // International Journal of Service Industry Ma­nagement. 1994. Vol. 5. № 1; Пайн Д. Б., Гил­мор Д. Х. Эко­но­ми­ка впе­чат­ле­ний: ра­бо­та – это те­атр, а ка­ж­дый биз­нес – сце­на. М., 2005; Вар­го С., Лаш Р. Раз­ви­тие но­вой до­ми­ни­рую­щей ло­ги­ки мар­ке­тин­га // Рос­сий­ский жур­нал ме­недж­мен­та. 2006. Т. 4. № 2; Бе­к­вит Г. Про­да­вая не­зри­мое: Ру­ко­во­дство по со­вре­мен­но­му мар­ке­тин­гу ус­луг. 2-е изд. М., 2014; Но­ва­то­ров Э. В. Мар­ке­тинг ус­луг: тео­рия и тех­но­ло­гия. СПб., 2015.

Вернуться к началу