Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРА́НСПОРТ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 346

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Б. Кондратьев

ТРА́НСПОРТ, со­во­куп­ность всех ви­дов пу­тей со­об­ще­ния, транс­порт­ных средств, тех­нич. уст­ройств и со­ору­же­ний на пу­тях со­об­ще­ния, обес­пе­чи­ваю­щих пе­ре­ме­ще­ние лю­дей и гру­зов разл. на­зна­че­ния; от­расль эко­но­ми­ки. Струк­ту­ра транс­порт­ных пе­ре­во­зок, как пра­ви­ло, от­ра­жа­ет уро­вень и струк­ту­ру эко­но­ми­ки, а гео­гра­фия транс­порт­ной се­ти и гру­зо­по­то­ков – осо­бен­но­сти раз­ме­ще­ния про­из­во­дит. сил.

От раз­ви­тия транс­порт­но­го ком­плек­са в зна­чит. ме­ре за­ви­сят эф­фек­тив­ность нац. эко­но­ми­ки и сте­пень ин­тег­ри­ро­ван­но­сти стра­ны в ми­ро­вую эко­но­ми­ку. Спе­ци­фи­ка Т. как от­рас­ли за­клю­ча­ет­ся в том, что он не про­из­во­дит про­дук­цию, а толь­ко уча­ст­ву­ет в её соз­да­нии, обес­пе­чи­вая сырь­ём, вспо­мо­гат. ма­те­риа­ла­ми и обо­ру­до­ва­ни­ем про­из-во и дос­тав­ляя го­то­вую про­дук­цию по­тре­би­те­лю. Транс­порт­ные из­держ­ки вклю­ча­ют­ся в се­бе­стои­мость про­дук­ции, в не­ко­то­рых от­рас­лях они зна­чи­тель­ны, напр. в лес­ной и неф­тя­ной пром-сти дос­ти­га­ют 50%.

Транс­порт­ный фак­тор осо­бен­но ва­жен для стран с боль­шой тер­ри­то­ри­ей и не­рав­но­мер­ным раз­ме­ще­ни­ем ре­сур­сов, на­се­ле­ния и осн. про­из­водств. фон­дов. Наи­боль­шая про­тя­жён­ность транс­порт­ных пу­тей в США, Ки­тае, Ин­дии и РФ: же­лез­ных до­рог – со­от­вет­ст­вен­но (тыс. км) 225, 91, 68,5 и 85; ав­то­мо­биль­ных – 6,5 млн. км, 4,4 млн. км, 4,7 тыс. км и 1,4 млн. км. Т. соз­да­ёт ус­ло­вия для фор­ми­ро­ва­ния ме­ст­но­го, ре­гио­наль­но­го и об­ще­го­су­дарств. рын­ков. Удель­ный вес Т. в ВВП Рос­сии со­став­ля­ет 8%, Япо­нии – 10,3, ЮАР – 9, Ин­дии – 7,4, Бра­зи­лии – 7,3, Ка­на­ды – 6,6, США – 6,2, Ки­тая – 4,7%.

Т. под­раз­де­ля­ют на су­хо­пут­ный (ав­то­мо­биль­ный и ж.-д.), вод­ный (внутр. вод­ный и мор­ской), воз­душ­ный, тру­бо­про­вод­ный и элек­трон­ный. Их до­ли в раз­ных стра­нах раз­ли­ча­ют­ся зна­чи­тель­но. В ев­роп. стра­нах и Ки­тае в гру­зо­обо­ро­те пре­об­ла­да­ет ав­то­мо­биль­ный Т., в РФ и США – же­лез­но­до­рож­ный.

Ав­то­мо­биль­ный Т. осу­ще­ст­в­ля­ет пе­ре­воз­ки гру­зов и пас­са­жи­ров на ав­то­мо­би­лях (гру­зо­вых, лег­ко­вых, ав­то­бу­сах, ав­то­тя­га­чах и при­цеп­ных по­воз­ках) по ав­то­мо­биль­ным до­ро­гам. Воз­ник в нач. 20 в., стал ве­ду­щим ви­дом су­хо­пут­но­го Т. Про­тя­жён­ность ав­то­мо­биль­ных до­рог в ми­ре 24 млн. км (2015), ок. 1/2 при­хо­дит­ся на США, Ин­дию, Ки­тай, Бра­зи­лию и Рос­сию. Ав­то­мо­биль­ный Т. ли­ди­ру­ет по объ­ё­му пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок (80%). До­ля ав­то­мо­биль­но­го Т. в гру­зо- и пас­са­жи­ро­обо­ро­те во Фран­ции со­от­вет­ст­вен­но 75,3% и 77,9%; в гру­зо­обо­ро­те РФ – 4,9%.

Же­лез­но­до­рож­ный Т. осу­ще­ст­в­ля­ет пе­ре­воз­ки гру­зов и пас­са­жи­ров по рель­со­вым пу­тям с по­мо­щью ме­ха­нич. тя­ги (те­п­ло-, элек­тро- и па­ро­во­зов). Не­смот­ря на сни­же­ние его до­ли в пе­ре­воз­ках, ос­та­ёт­ся важ­ным ви­дом су­хо­пут­но­го Т., осо­бен­но по объ­ё­му пе­ре­во­зи­мых гру­зов (10% ми­ро­во­го объ­ё­ма). Ми­ро­вая ж.-д. сеть в це­лом сло­жи­лась в нач. 20 в., её про­тя­жён­ность к нач. 21 в. со­ста­ви­ла 12,5 млн. км. Но раз­ме­ще­на она не­равно­мер­но: же­лез­ные до­ро­ги име­ют­ся в 140 стра­нах, ок. 1/2 их об­щей дли­ны при­хо­дит­ся на США, Ки­тай, Ин­дию, Рос­сию и Ка­на­ду.

Вод­ный Т. со­сто­ит из внутр. и мор­ско­го. Внутр. вод­ный (реч­ной и озёр­ный) – ста­рей­ший вид Т., осу­ще­ст­в­ля­ет пе­ре­воз­ки гру­зов и пас­са­жи­ров по внутр. ес­те­ст­вен­ным (ре­ки, озё­ра) и ис­кус­ст­вен­ным (ка­на­лы, во­до­хра­ни­ли­ща и шлю­зо­ван­ные уча­ст­ки рек) вод­ным пу­тям. По дли­не се­ти он за­ни­ма­ет по­след­нее ме­сто в ми­ро­вой транс­порт­ной сис­те­ме. Раз­ви­тие и раз­ме­ще­ние внутр. вод­но­го Т. свя­за­но с при­род­ны­ми ус­ло­вия­ми – на­ли­чи­ем рек и озёр, при­год­ных для су­до­ход­ст­ва. Про­пу­ск­ная спо­соб­ность круп­ней­ших ми­ро­вых рек (Мис­си­си­пи, Св. Лав­рен­тия, Вол­га, Рейн, Янц­зы и др.) боль­ше, чем са­мых мощ­ных ж.-д. ма­ги­ст­ра­лей. По про­тя­жён­но­сти внутр. вод­ных пу­тей в ми­ре ли­ди­ру­ют Ки­тай, Рос­сия, Бра­зи­лия, США и Банг­ла­деш. Но ис­поль­зо­ва­ние при­род­ных пред­по­сы­лок за­ви­сит от об­ще­го уров­ня эко­но­мич. раз­ви­тия стра­ны. По­это­му по гру­зо­обо­ро­ту внутр. вод­ных пу­тей вы­де­ля­ют­ся США, Рос­сия, Ки­тай, Ка­на­да, Гер­ма­ния, Ни­дер­лан­ды и Бель­гия. Осо­бен­но за­мет­ную роль в гру­зо­обо­ро­те этот вид Т. иг­ра­ет в Ки­тае (16,3%) и Гер­ма­нии (11,9%).

Мор­ской Т. ис­поль­зу­ет для пе­ре­воз­ки гру­зов и пас­са­жи­ров пре­иму­ще­ст­ва де­шё­во­го ес­теств. вод­но­го пу­ти (океа­ны, мо­ря и мор. ка­на­лы). На до­лю мор. Т. при­хо­дит­ся 62% ми­ро­во­го гру­зо­обо­ро­та, он об­слу­жи­ва­ет ок. 4/5 всей ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли. По мо­рю транс­пор­ти­ру­ют­ся пре­им. мас­со­вые гру­зы: нефть и неф­те­про­дук­ты, уголь, ру­ды, зер­но и др. «Кон­тей­нер­ная ре­во­лю­ция» на мор. Т. при­ве­ла к бы­ст­ро­му рос­ту пе­ре­во­зок т. н. ге­не­раль­ных гру­зов – го­то­вых из­де­лий и по­лу­фаб­ри­ка­тов. Об­щая гру­зо­подъ­ём­ность мор. тор­го­во­го фло­та пре­вы­ша­ет 420 млн. т дед­вей­та.

Воз­душ­ный Т. наи­бо­лее ско­ро­ст­ной, но до­ро­го­стоя­щий, иг­ра­ет важ­ную роль в ме­ж­ду­нар. пас­са­жир­ских пе­ре­воз­ках. Его пре­иму­ще­ст­во, кро­ме ско­ро­сти, – ка­че­ст­во по­ста­вок. Сеть ре­гу­ляр­ных авиа­ли­ний ох­ва­ты­ва­ет весь зем­ной шар. Её опор­ные точ­ки – 5 тыс. аэ­ро­пор­тов. Гл. возд. дер­жа­вы ми­ра – США, Рос­сия, Ки­тай, Япо­ния, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Гер­ма­ния и Ка­на­да.

Тру­бо­про­вод­ный Т. осу­ще­ст­в­ля­ет пе­ре­да­чу на рас­стоя­ние по тру­бо­прово­дам (про­кла­ды­ва­ют над зем­лёй, по зем­ной по­верх­но­сти, c за­глуб­ле­ни­ем в зем­лю и под во­дой) жид­ких, га­зо­об­раз­ных и твёр­дых ма­те­риа­лов под дей­ст­ви­ем раз­но­сти дав­ле­ний. В за­ви­си­мо­сти от транс­пор­ти­руе­мо­го про­дук­та раз­ли­ча­ют неф­те-, га­зо-, во­до- и пуль­по­про­во­ды. В нач. 21 в. тру­бо­про­вод­ный Т. ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся, его до­ля в ми­ро­вом гру­зо­обо­ро­те со­став­ля­ет 11% (в РФ – ок. 50%).

Элек­трон­ный Т. осу­ще­ст­в­ля­ет пе­ре­да­чу элек­тро­энер­гии на рас­стоя­ние по вы­со­ко­вольт­ным ли­ни­ям элек­тро­пе­ре­да­чи, по­зво­ля­ет объ­е­ди­нить раз­роз­нен­ные элек­тро­стан­ции в энер­го­сис­те­мы (в РФ эти функ­ции вы­пол­ня­ет Еди­ная элек­тро­энер­ге­ти­че­ская сис­те­ма), что зна­чи­тель­но по­вы­ша­ет эко­но­мич. эф­фек­тив­ность ра­бо­ты элек­тро­энер­ге­ти­ки в це­лом.

Все пу­ти со­об­ще­ния, транс­порт­ные пред­при­ятия и транс­порт­ные сред­ст­ва в со­во­куп­но­сти об­ра­зу­ют ми­ро­вую транс­порт­ную сис­те­му. Воз­дей­ст­вие НТР вы­ра­жа­ет­ся в «раз­де­ле­нии тру­да» ме­ж­ду отд. ви­да­ми Т., уве­ли­че­нии про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти транс­порт­ных пу­тей, по­яв­ле­нии прин­ци­пи­аль­но но­вых транс­порт­ных средств (напр., вы­со­ко­ско­ро­ст­ных). Кон­тей­не­ро­во­зы и спец. пе­ре­гру­зоч­ные стан­ции – тер­ми­на­лы – по­зво­ля­ют зна­чи­тель­но по­вы­сить про­из­во­ди­тель­ность тру­да на транс­пор­те.

Гло­ба­ли­за­ция ми­ро­вой эко­но­ми­ки про­яви­лась в раз­ви­тии ин­тер­мо­даль­ных пе­ре­во­зок и соз­да­нии транс­порт­ных ко­ридо­ров. Со­глас­но оп­ре­де­ле­нию Все­мир­но­го бан­ка, транс­порт­ный тор­го­вый ко­ри­дор – это со­во­куп­ность транс­порт­ной и ло­ги­стич. ин­фра­струк­ту­ры, а так­же ус­луг, ко­то­рая ко­ор­ди­ни­ру­ет­ся нац. или ме­ж­ду­нар. ре­гио­наль­ным ор­га­ном для со­дей­ст­вия тор­го­вым и транс­порт­ным по­то­кам. Ме­ж­ду­нар. транс­порт­ные ко­ри­до­ры со­еди­ня­ют два или бо­лее гра­ни­ча­щих ме­ж­ду со­бой го­су­дар­ст­ва и мо­гут про­хо­дить че­рез неск. тран­зит­ных го­су­дарств, в ча­ст­но­сти, для обес­пе­че­ния мор. тор­гов­ли для стран, не имею­щих вы­хо­да к мо­рю (landlocked countries). В Ев­ро­пе па­рал­лель­но раз­ви­ва­ют­ся сис­те­ма транс­порт­ных ко­ри­до­ров Ев­ро­сою­за (сеть TEN-T, Trans-European Trans­port Network) и Панъ­ев­ро­пей­ская сис­те­ма, ох­ва­ты­ваю­щая ре­ги­он Центр. и Вост. Ев­ро­пы.

Ин­тер­мо­даль­ность, по оп­ре­де­ле­нию ЮНКТАД, оз­на­ча­ет ин­тег­ри­ро­ван­ное ис­поль­зо­ва­ние разл. ви­дов Т. в од­ной транс­порт­ной сис­те­ме в хо­де еди­но­го про­цес­са сбы­та и ока­за­ния ус­лу­ги, вос­при­ни­мае­мых как еди­ная ком­мерч. сдел­ка. При ин­тер­мо­даль­ной пе­ре­воз­ке один пе­ре­воз­чик ор­га­ни­зу­ет всю дос­тав­ку, в за­ви­си­мо­сти от де­ле­ния от­вет­ст­вен­но­сти за пе­ре­воз­ку вы­да­ют­ся разл. ви­ды транс­порт­ных до­ку­мен­тов.

См. так­же Же­лез­ная до­ро­га, Транс­порт­ная сеть, Транс­порт­ный узел, Тру­бо­про­вод.

Лит.: Intermodal transportation: the whole story. Omaha, 1989; Ranger L. In Search of innovative policies in transportation sector. P., 2010; Assessing the global transport infrastructure market: Outlook to 2025. [Oxf.], 2015; ITF Transport Outlook 2015. P., 2015; Key transport statistics 2014. P., 2015.

Вернуться к началу