Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОВА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 209-210

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Тамбовцев

ТОВА́Р, пред­мет про­да­жи или об­ме­на. По­ня­тие «Т.» в эко­но­мич. тео­рии от­но­сит­ся в чис­лу фун­да­мен­таль­ных. Т. в ши­ро­ком смыс­ле – лю­бое бла­го (вещь, ус­лу­га, дей­ст­вие, со­ци­аль­ный ста­тус, долж­ность, идея, эмо­цио­наль­ное со­стоя­ние че­ло­ве­ка и т. п.), ста­но­вя­щее­ся пред­ме­том об­ме­на или ку­п­ли-про­да­жи. Пре­вра­ще­ние че­го-ли­бо в по­ку­пае­мый и про­да­вае­мый Т. по­лу­чи­ло назв. «ком­мо­ди­фи­ка­ция» (от англ. commodity – то­вар). Так, в РФ мож­но на­блю­дать ком­мо­ди­фи­ка­цию ус­луг об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния. Т. в уз­ком смыс­ле – пред­мет, ус­лу­га или ра­бо­та, соз­дан­ные спе­ци­аль­но для об­ме­на (про­да­жи). Все объ­ек­ты, ста­но­вя­щие­ся Т. в обо­их смыс­лах, име­ют свой­ст­ва, обу­слов­ли­ваю­щие их по­лез­ность – спо­соб­ность удов­ле­тво­рять те или иные по­треб­но­сти по­ку­па­те­ля. По­лез­ность воз­ни­ка­ет при взаи­мо­дей­ст­вии Т. и по­тре­би­те­ля: в от­сут­ст­вие по­тре­би­те­ля объ­ект не име­ет по­лез­но­сти.

С по­ня­ти­ем «Т.» в уз­ком смыс­ле свя­за­но раз­гра­ни­че­ние двух ти­пов хо­зяй­ст­ва – на­ту­раль­но­го и то­вар­но­го. В на­ту­раль­ном хо­зяй­ст­ве, ко­то­рое ве­дёт обыч­но боль­шая се­мья, не­об­хо­ди­мые для жиз­ни про­дук­ты пи­та­ния, оде­ж­ду, ус­лу­ги, ра­бо­ты по ре­мон­ту ин­вен­та­ря, жи­лья, хо­зяйств. по­стро­ек и т. п. про­из­во­дят чле­ны се­мьи и рас­пре­де­ля­ют для по­треб­ле­ния и ис­поль­зо­ва­ния без ак­тов об­ме­на. При этом объ­ём про­из-ва та­ких благ и ус­луг оп­ре­де­ля­ет­ся ис­хо­дя из по­треб­но­сти и воз­мож­но­сти про­из­ве­сти их, лиш­них благ в на­ту­раль­ном хо­зяй­ст­ве обыч­но не бы­ва­ет. В то­вар­ном хо­зяй­ст­ве ве­щи и ус­луги про­из­во­дят­ся сверх по­треб­но­сти в них не­по­сред­ст­вен­но у про­из­во­ди­те­ля для об­ме­на на др. ве­щи или ус­лу­ги (бар­тер) или про­да­жи за день­ги. Круг про­из­во­ди­мых ве­щей и ус­луг в то­вар­ном хо­зяй­ст­ве мень­ше, чем в на­ту­раль­ном, спе­циа­ли­за­ция на про­из-ве Т. по­зво­ля­ет из­го­тав­ли­вать их с боль­шей эф­фек­тив­но­стью. Пе­ре­ход от на­ту­раль­но­го к то­вар­но­му хо­зяй­ст­ву оз­на­чал на­ча­ло ста­нов­ле­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. То­вар­но­му про­из-ву при­су­щи мас­со­вость и стан­дар­ти­зи­ро­ван­ность про­из­во­ди­мой про­дук­ции, в этом слу­чае реа­ли­зу­ет­ся пре­иму­ще­ст­во то­вар­но­го про­из-ва – эко­но­мия на мас­шта­бе.

В по­след­ние го­ды про­сле­жи­ва­ют­ся но­вые тен­ден­ции в про­из-ве Т.: 1) «кас­то­ми­за­ция» (от англ. customer – по­ку­па­тель) – ин­ди­ви­дуа­ли­за­ция про­из­во­ди­мых Т., не­по­сред­ст­вен­ное при­спо­соб­ле­ние их к ну­ж­дам кон­крет­ных по­тре­би­те­лей при со­хра­не­нии об­щей тех­но­ло­гии мас­со­во­го про­из-ва (напр., ав­то­мо­би­ли вы­пус­ка­ют не­боль­ши­ми пар­тия­ми, от­ли­чаю­щи­ми­ся как внеш­ним ви­дом, так и раз­но­об­ра­зи­ем встро­ен­ных уст­ройств); 2) про­да­жа по­ку­па­те­лю не отд. объ­ек­та, а ком­плек­са взаи­мо­свя­зан­ных ус­луг, оп­ре­де­ляю­щих воз­ник­но­ве­ние у по­тре­би­те­ля по­ло­жи­тель­но­го опы­та. Ино­гда го­во­рят, что то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ли про­из­во­дят не Т., а опыт по­тре­би­те­ля, что не­точ­но, по­сколь­ку в стро­гом смыс­ле опыт про­из­во­дит­ся са­мим по­тре­би­те­лем, а то­ва­ро­про­из­во­ди­тель спо­со­бен соз­дать ус­ло­вия для это­го.

Вернуться к началу