СТО́ИМОСТЬ
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТО́ИМОСТЬ, экономич. категория, денежное выражение затрат на производство и реализацию товара либо цена товара.
Представители классич. политич. экономии на основе трудовой теории С. объясняли закономерности формирования цен. У. Петти в «Трактате о налогах и сборах» объяснял пропорции товарообмена равенством труда, затраченного на произ-во товаров. Теория А. Смита содержит разл. подходы: С. определяется затратами труда или количеством получаемого в обмен чужого труда. Третий подход – «догма Смита» – состоит в том, что С. товара образуется путём сложения доходов – заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара (на этом подходе Смита основана теория трёх факторов произ-ва). Д. Рикардо считал, что «труд является основой всякой С., и относительное количество его определяет относительную С. товаров». Под относительной С. товаров Рикардо понимает меновую С. – количественные пропорции обмена товаров, а величину С. определяет затратами труда, необходимого для произ-ва товара в худших условиях (переносит ситуацию в с. х-ве на все отрасли экономики). Рикардо анализирует различия в труде, определяющие С. товаров, выделяет непосредственный труд по созданию товара и труд, затраченный на произ-во средств произ-ва (орудий, инструментов, зданий, способствующих непосредственному труду). По его мнению, экономия в приложении любого вида труда всегда снижает относительную С. товара.
По теории К. Маркса, конкретный труд работника создаёт качественно определённую потребительную С. Абстрактный труд как субстанция С. позволяет количественно соизмерять качественно разнородные продукты труда, удовлетворяющие разл. потребности. В основе пропорций обмена лежит не индивидуальная, а общественная С., которая измеряется общественно необходимым рабочим временем.
В соответствии с теорией предельной полезности С. определяется субъективной оценкой потребителем полезности разл. благ. В совр. экономич. теории трудовая теория С. и теория предельной полезности выступают основой соответственно затратного и рыночного методов ценообразования.
С. стала осн. понятием при оценке собственности. Преим. используется рыночная С. – расчётная величина, равная денежной сумме, которую покупатель уплачивает продавцу в результате коммерч. сделки. При оценке собственности также используются понятия: потребительская, остаточная, инвестиционная, страховая, налогооблагаемая, утилизационная, ликвидационная, бухгалтерского учёта, эффективная и др. виды стоимости.
См. также Номиналистическая теория денег, Парето, Предельной полезности теория, Стоимость жизни, Труд.