Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПРОС

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 100

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. И. Суслова

СПРОС, эле­мент ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма, од­на из ос­нов­ных ка­те­го­рий ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. С ка­че­ст­вен­ной сто­ро­ны С. рас­смат­ри­ва­ет­ся как пла­тё­же­спо­соб­ная по­треб­ность, предъ­яв­лен­ная на рын­ке и обес­пе­чен­ная день­га­ми. С ко­ли­че­ст­вен­ной сто­ро­ны под С. по­ни­ма­ет­ся ко­ли­че­ст­во то­ва­ров, ко­то­рое по­тре­би­тель мо­жет и го­тов ку­пить при сло­жив­ших­ся це­нах за дан­ный пе­ри­од. Раз­ли­ча­ют С. и ве­ли­чи­ну С. Ве­ли­чи­на С. – это ко­ли­че­ст­во то­ва­ра, ко­то­рый по­тре­би­тель мо­жет и го­тов ку­пить по кон­крет­ной це­не.

При ана­ли­зе рын­ков вы­де­ля­ют: ин­ди­ви­ду­аль­ный С., предъ­яв­ляе­мый отд. по­ку­па­те­лем на рын­ке к.-л. то­ва­ра; ры­ноч­ный С., фор­ми­рую­щий­ся на рын­ке отд. то­ва­ра как сум­мар­ный С. ин­ди­ви­ду­аль­ных по­тре­би­те­лей; со­во­куп­ный С., рас­смат­ри­вае­мый на уров­не нац. эко­но­ми­ки как ре­аль­ный объ­ём нац. про­из­вод­ст­ва, ко­то­рый по­тре­би­те­ли (до­мо­хо­зяй­ст­ва), про­из­во­ди­те­ли (фир­мы) и го­су­дар­ст­во (пра­ви­тель­ст­во) го­то­вы ку­пить при лю­бом воз­мож­ном уров­не цен.

С. фор­ми­ру­ет­ся под воз­дей­ст­ви­ем ря­да фак­то­ров. Важ­ней­ший из них – це­на: чем вы­ше це­на, тем мень­ше ве­ли­чи­на С. Эта за­ви­си­мость объ­яс­ня­ет­ся эф­фек­том за­ме­ны (про­яв­ля­ет­ся при на­ли­чии то­ва­ров-за­ме­ни­те­лей – при по­вы­ше­нии це­ны по­ку­па­тель ста­ра­ет­ся за­ме­нить по­до­ро­жав­ший то­вар бо­лее де­шё­вым ана­ло­гом, ко­ли­че­ст­во по­ку­пок бо­лее до­ро­го­го то­ва­ра умень­ша­ет­ся, и ве­ли­чи­на С. на не­го со­кра­ща­ет­ся) и эф­фек­том до­хо­да (с рос­том цен по­ку­па­тель ощу­ща­ет се­бя бед­нее, ре­аль­ный до­ход умень­ша­ет­ся и по­ку­патель со­кра­ща­ет ко­ли­че­ст­во по­ку­пок). К не­це­но­вым фак­то­рам С. от­но­сит­ся из­ме­не­ние до­хо­дов по­тре­би­те­лей, цен то­ва­ров-за­ме­ни­те­лей и взаи­мо­до­пол­няю­щих то­ва­ров, по­тре­би­тель­ских вку­сов и пред­поч­те­ний, чис­ла по­тре­би­те­лей и их ожи­да­ний. Для оп­ре­де­ле­ния ре­ак­ции С. на воз­дей­ст­вие внеш­них фак­то­ров ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие «эла­стич­ность». Рас­смат­ри­ва­ют эла­стич­ность С. по це­не, по до­хо­ду и пе­ре­крё­ст­ную.

См. так­же Спро­са па­ра­док­сы.

Лит.: Курс эко­но­ми­че­ской тео­рии / Под ред. М. Н. Че­пу­ри­на, Е. А. Ки­се­ле­вой. 5-е изд. Ки­ров, 2002; Глад­ков И. С., Ма­ры­га­но­ва Е. А., Су­сло­ва Е. И. Эко­но­ми­ка: Ин­тег­ри­ро­ван­ный учеб­ный курс. М., 2005; Гу­кась­ян Г. М., Ма­хо­ви­ко­ва Г. А., Амо­со­ва В. В. Эко­но­ми­че­ская тео­рия. 3-е изд. М., 2013.

Вернуться к началу