Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАСХО́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 255-256

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ткаченко

РАСХО́ДЫ, за­тра­ты за оп­ре­делён­ный пе­ри­од вре­ме­ни или в про­цес­се хо­зяй­ст­вен­ной ли­бо иной эко­но­мич. дея­тель­но­сти (про­из­вод­ст­ва и реа­ли­за­ции про­дук­ции, ус­луг и т. п.).

Вы­де­ля­ют Р. на ко­неч­ное по­треб­ле­ние, ко­то­рые со­сто­ят из Р. на ко­неч­ное по­треб­ле­ние до­маш­них хо­зяйств, Р. гос. управ­ле­ния на ин­ди­ви­ду­аль­ные то­ва­ры и ус­лу­ги и кол­лек­тив­ные ус­лу­ги, Р. на ко­неч­ное по­треб­ле­ние не­ком­мерч. ор­га­ни­за­ций, об­слу­жи­ваю­щих до­маш­ние хо­зяй­ст­ва.

Р. на­се­ле­ния, до­мо­хо­зяйств, т. е. по­тре­би­тель­ские Р., яв­ля­ют­ся ча­стью де­неж­ных Р. и осн. ча­стью со­во­куп­ных Р. и со­став­ля­ют в раз­ных стра­нах от 60 до поч­ти 80% со­во­куп­ных Р. на ко­неч­ное по­треб­ле­ние, в Рос­сии – 72,1% (2013). Сре­ди них раз­ли­ча­ют­ся Р. на те­ку­щее по­треб­ле­ние, на по­куп­ку то­ва­ров дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния и на при­об­ре­те­ние ус­луг; по­след­ний вид Р. яв­ля­ет­ся са­мым ди­на­мич­ным, за­ни­маю­щим тем боль­шую до­лю всех Р., чем вы­ше уро­вень жиз­ни в дан­ной стра­не и вы­ше уро­вень до­хо­дов до­мо­хо­зяй­ст­ва (се­мьи). В са­мых бед­ных до­мо­хо­зяй­ст­вах Рос­сии (ниж­ние 10%) Р. на про­дук­ты пи­та­ния со­став­ля­ли в 2013 48,2%, в са­мых вы­со­ко­до­ход­ных (10%) – толь­ко 22,0%, ес­ли брать 20% груп­пы, то со­от­вет­ст­вен­но 43,1 и 18,5%; Р. на все ви­ды жи­лищ­ных ус­луг – 16,0 и 8,0% со­от­вет­ст­вен­но, Р. на транс­порт – 7,2 и 28,4% (2013). В Р. до­мо­хо­зяйств на ко­неч­ное по­треб­ле­ние вклю­ча­ет­ся так­же стои­мость то­ва­ров и ус­луг, по­треб­лён­ных в на­ту­раль­ной фор­ме (про­из­ве­дён­ная для се­бя про­дук­ция лич­ных под­соб­ных хо­зяйств и т. д.) и по­лу­чен­ных в ка­че­ст­ве оп­ла­ты тру­да и гу­ма­ни­тар­ной по­мо­щи. Те­ку­щие Р. до­мо­хо­зяйств оп­ре­де­ля­ют­ся рос. ста­ти­сти­кой на ос­но­ве вы­бо­роч­ных об­сле­до­ва­ний бюд­же­тов до­маш­них хо­зяйств и по­ка­зы­ва­ют Р. раз­лич­ных по до­хо­дам и се­мей­но­му со­ста­ву групп на­се­ле­ния; про­во­дят­ся еже­квар­таль­но во всех субъ­ек­тах Рос. Фе­де­ра­ции и ох­ва­ты­ва­ют 47,8 тыс. до­маш­них хо­зяйств. В струк­ту­ре Р. рос. на­се­ле­ния 73,6% со­став­ля­ли Р. на по­куп­ку то­ва­ров и оп­ла­ту ус­луг, 11,7% – обя­за­тель­ные пла­те­жи и взно­сы, 10,8% – при­рост фи­нан­со­вых ак­ти­вов, 3,9% – Р. на при­об­ре­те­ние не­дви­жи­мо­сти. Р. до­мо­хо­зяйств на при­об­ре­те­ние жи­лых по­ме­ще­ний, на их ре­монт и оп­ла­ту ма­те­риа­лов от­но­сят­ся к ин­ве­сти­ци­он­ным Р. Струк­ту­ра Р. на­се­ле­ния раз­ли­ча­ет­ся по стра­нам и ре­гио­нам, но в це­лом от­ра­жа­ет уро­вень жиз­ни че­ло­ве­ка, се­мьи или до­мо­хо­зяй­ст­ва. В не­ко­то­рых стра­нах по струк­ту­ре Р. оп­ре­де­ля­ют чер­ту бед­но­сти (см. Про­жи­точ­ный ми­ни­мум).

Структура использования ВВП по расходам в РФ, %
 19901995200020052010201120122013
ВВП100100100100100100100100
Расходы на конечное потребление*69,571,261,366,369,666,868,471,5
в том числе:        
домашних хозяйств47,750,345,24950,548,449,151,6
государственных учреждений20,919,114,916,718,5181919,6
из них:        
на индивидуальные товары и услуги6,595,97,68,88,78,68,7
на коллективные услуги14,410,199,19,79,310,410,9
некоммерческих организаций, обслуживающих население0,91,81,20,60,60,40,30,3
* В текущих ценах.

Р. го­су­дар­ст­ва в осн. ви­де пред­став­ле­ны как Р. го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та, под ко­то­ры­ми по­ни­ма­ют­ся эко­но­мич. от­но­ше­ния, свя­зан­ные с рас­пре­де­ле­ни­ем де­неж­ных средств го­су­дар­ст­ва и их ис­поль­зо­ва­ни­ем по разл. на­прав­ле­ни­ям: тер­ри­то­ри­аль­но­му, сек­то­раль­но­му (от­рас­ли эко­но­ми­ки, гос. уч­ре­ж­де­ния, ви­ды про­из­водств), функ­цио­наль­но-це­ле­во­му. Эти Р. не под­ле­жат воз­вра­ту, за ис­клю­че­ни­ем гос. кре­ди­тов. В эти Р. так­же не вхо­дят слу­чаи по­га­ше­ния гос. дол­га. Бюд­жет­ные Р. в зна­чит. ме­ре идут на вы­пол­не­ние разл. гос. про­грамм, ре­шаю­щих эко­но­мич., со­ци­аль­ные, эко­ло­гич. за­да­чи, ре­зерв­ные рас­хо­ды в случае экс­т­ра­ор­ди­нар­ных со­бы­тий. Вы­де­ля­ют­ся Р. гос. управ­ле­ния на ин­ди­ви­ду­аль­ные то­ва­ры и ус­лу­ги, фи­нан­си­руе­мые как из бюд­же­та, так и из вне­бюд­жет­ных фон­дов, ко­то­рые вклю­ча­ют Р. пред­при­ятий и ор­га­ни­за­ций, ока­зы­ваю­щих бес­плат­ные ус­лу­ги на­се­ле­нию в сфе­рах здра­во­охра­не­ния, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Р. мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся в ви­де гос. за­ку­пок то­ва­ров и ус­луг, в т. ч. как ре­зуль­та­та пе­ре­рас­пре­де­ле­ния со­во­куп­но­го до­хо­да (вы­пла­ты про­цен­тов по гос. об­ли­га­ци­ям и т. д.). Близ­ки к гос. за­куп­кам ин­ве­сти­ци­он­ные Р. го­су­дар­ст­вен­ной и му­ни­ци­паль­ной вла­сти на ин­ве­сти­ции в пром. строи­тель­ст­во (напр., атом­ных элек­тро­стан­ций, при­над­ле­жа­щих в боль­шин­ст­ве стран го­су­дар­ст­ву), в строи­тель­ст­во со­ци­аль­но­го жи­лья, в объ­ек­ты го­су­дар­ст­вен­но-ча­ст­но­го парт­нёр­ст­ва и др. Вы­де­ля­ют­ся так­же рас­хо­ды го­су­дар­ст­ва на кол­лек­тив­ные ус­лу­ги, удов­ле­тво­ряю­щие по­треб­но­сти об­ще­ст­ва в це­лом.

Совр. прин­ци­пы хо­зяй­ст­во­ва­ния тре­бу­ют стро­го­го раз­гра­ни­че­ния Р. вла­сти разл. уров­ней – го­су­дар­ст­вен­ной [в фе­де­ра­тив­ных го­су­дар­ст­вах – цен­траль­ной и ре­гио­наль­ной (зем­ли в ФРГ, шта­ты в США и т. д.)] и ме­ст­ной (му­ни­ципаль­ной), ка­ж­дая из вет­вей вла­сти долж­на иметь собств. ис­точ­ни­ки до­хо­дов для вы­пол­не­ния сво­их функ­ций, тре­бую­щих рас­хо­дов, и, сле­до­ва­тель­но, собств. бюд­жет.

Р. пред­при­ятий, го­су­дар­ст­вен­ных и ча­ст­ных (пред­при­ни­ма­те­лей), скла­ды­ва­ют­ся из Р. на ин­ве­сти­ции в осн. ка­пи­тал, в за­па­сы для обес­пе­че­ния рит­мич­но­сти про­из-ва, в за­па­сы го­то­вой, но не­реа­ли­зо­ван­ной про­дук­ции. Толь­ко ча­ст­ные ин­ве­сти­ции вклю­ча­ют­ся в ин­ве­сти­ци­он­ные Р. в на­цио­наль­ных сче­тов сис­те­ме, при этом как ин­ве­сти­ции в эко­но­ми­ку дан­ной стра­ны рас­смат­ри­ва­ют­ся толь­ко ин­ве­сти­ци­он­ные Р. фирм-ре­зи­ден­тов.

Сле­ду­ет раз­ли­чать Р. на ко­неч­ное по­треб­ле­ние, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся в са­мых разл. фор­мах, и Р. для про­ти­во­дей­ст­вия обес­це­не­нию де­нег и со­хра­не­нию имею­ще­го­ся ка­пи­та­ла, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ют­ся как Р. на при­об­ре­те­ние в ка­че­ст­ве ка­пи­та­ло­вло­же­ний. Так, в еже­год­ном Ми­ро­вом док­ла­де о бо­гат­ст­ве (The Wealth Report 2012. A Global Perspective on Prime Propety and Wealth) учёт Р. всех мил­лио­не­ров ми­ра по осн. груп­пам пред­поч­те­ний по­ка­зы­ва­ет раз­ли­чие Р. в за­ви­си­мо­сти от кон­ти­нен­та. Напр., в Ев­ро­пе пре­об­ла­да­ют Р. на ис­кус­ст­во, ви­но, в Сев. Аме­ри­ке – на спор­тив­ные клу­бы.

Р. как на­се­ле­ния, так и пред­при­ни­ма­те­лей мо­гут осу­ще­ст­в­лять­ся не за счёт имею­щих­ся до­хо­дов, а в долг с по­мо­щью бан­ков­ских и др. ви­дов кре­ди­тов. По­это­му бан­ков­ская сис­те­ма иг­ра­ет та­кую важ­ную роль в совр. ми­ро­вой эко­но­ми­ке, а в ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции чрез­мер­ное ув­ле­че­ние кре­ди­то­ва­ни­ем Р. мо­жет при­вес­ти к эко­но­мич. кри­зи­су, как это бы­ло в 2008–09 во всём ми­ре или в Япо­нии и др. стра­нах Азии в 1997–98.

В Р. гос. управ­ле­ния на ин­ди­ви­ду­аль­ные то­ва­ры и ус­лу­ги вклю­ча­ют­ся Р. ор­га­ни­за­ций, ока­зы­ваю­щих на­се­ле­нию бес­плат­ные ус­лу­ги в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, куль­ту­ры за счёт гос. бюд­же­та и др. до­хо­дов го­су­дар­ст­ва; в Р. на кол­лек­тив­ные ус­лу­ги – удов­ле­тво­ре­ние по­треб­но­стей об­ще­ст­ва в це­лом; в Р. на ко­неч­ное по­треб­ле­ние не­ком­мерч. ор­га­ни­за­ций, об­слу­жи­ваю­щих до­маш­ние хо­зяй­ст­ва, – Р. об­ще­ств. ор­га­ни­за­ций, а так­же Р. на бес­плат­ные ус­лу­ги со­ци­аль­но­го ха­рак­те­ра, ока­зы­вае­мые ком­мерч. пред­при­ятия­ми и ор­га­ни­за­ция­ми сво­им ра­бот­ни­кам.

См. За­тра­ты.

Лит.: Ме­то­до­ло­ги­чес­кие по­ло­же­ния по ста­ти­сти­ке. М., 1998. Вып. 2; Ор­га­ни­за­ци­он­но-ме­то­до­ло­ги­чес­кие ос­но­вы об­сле­до­ва­ния бюд­же­тов до­маш­них хо­зяй­ст­в в си­сте­ме го­судар­ст­вен­ной ста­ти­сти­ки // Во­про­сы ста­ти­сти­ки. 1999. № 8; Ут­ки­на С. А. Рас­хо­ды ор­га­ни­за­ции: бух­гал­тер­ский и на­ло­го­вый учет. М., 2007.

Вернуться к началу