Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОТРЕБИ́ТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕ́НИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 292

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. Ф. Миженская

ПОТРЕБИ́ТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕ́НИЯ, вы­бор по­тре­би­те­лем про­дук­тов или ус­луг. П. п. оп­ре­де­ля­ют­ся по­треб­но­стя­ми по­ку­па­те­ля, ко­то­рые за­ви­сят от его по­ло­же­ния в об­ще­ст­ве, со­ци­аль­ной груп­пе, от уров­ня куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, се­мей­но­го по­ло­же­ния и тра­ди­ций. Эти объ­ек­тив­ные об­стоя­тель­ст­ва – ос­но­ва струк­ту­ры и уров­ня по­треб­но­стей, со­от­вет­ст­вен­но струк­ту­ры по­тре­би­тель­ских пред­поч­те­ний.

Струк­ту­ра П. п. оп­ре­де­ля­ет не толь­ко в це­лом ка­че­ст­во по­треб­ле­ния, но и пред­поч­те­ния отд. благ. Так, в лю­бых ус­лови­ях ве­ге­та­риа­нец пред­поч­тёт ово­щи и фрук­ты мя­су и кол­ба­се. Це­на то­ва­ра и до­ход по­тре­би­те­ля яв­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми фак­то­ра­ми, оп­ре­де­ляю­щи­ми П. п. Сни­же­ние до­хо­да (напр., из-за бюд­жет­ных ог­ра­ни­че­ний) за­став­ля­ет по­тре­би­те­ля ли­бо по­ку­пать мень­ше про­дук­та, ли­бо за­ме­нять его дру­гим, бо­лее де­шё­вым.

Совр. эко­но­мич. тео­рия в ка­че­ст­ве важ­но­го фак­то­ра, влияю­ще­го на П. п., вклю­ча­ет по­лез­ность, ко­то­рая за­ви­сит от субъ­ек­тив­но­го со­стоя­ния по­тре­би­те­ля. Кро­ме этих осн. фак­то­ров, оп­ре­де­ляю­щих П. п., не­ко­то­рые эко­но­ми­сты (напр., амер. эко­но­мист Х. Лей­бен­стайн) вы­де­ля­ют, с од­ной сто­ро­ны, ви­ды спро­са, за­ви­ся­щие не­по­сред­ст­вен­но от вку­сов и пред­поч­те­ний по­тре­би­те­лей (не­функ­цио­наль­ный спрос, в т. ч. мо­да, пре­стиж­ное или де­мон­ст­ра­тив­ное по­треб­ле­ние), с дру­гой – за­ви­ся­щие от объ­ек­тив­ных свойств то­ва­ра (функ­цио­наль­ный спрос).

Вернуться к началу