ПОТРЕБИ́ТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕ́НИЯ
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОТРЕБИ́ТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕ́НИЯ, выбор потребителем продуктов или услуг. П. п. определяются потребностями покупателя, которые зависят от его положения в обществе, социальной группе, от уровня культуры, образования, семейного положения и традиций. Эти объективные обстоятельства – основа структуры и уровня потребностей, соответственно структуры потребительских предпочтений.
Структура П. п. определяет не только в целом качество потребления, но и предпочтения отд. благ. Так, в любых условиях вегетарианец предпочтёт овощи и фрукты мясу и колбасе. Цена товара и доход потребителя являются важнейшими факторами, определяющими П. п. Снижение дохода (напр., из-за бюджетных ограничений) заставляет потребителя либо покупать меньше продукта, либо заменять его другим, более дешёвым.
Совр. экономич. теория в качестве важного фактора, влияющего на П. п., включает полезность, которая зависит от субъективного состояния потребителя. Кроме этих осн. факторов, определяющих П. п., некоторые экономисты (напр., амер. экономист Х. Лейбенстайн) выделяют, с одной стороны, виды спроса, зависящие непосредственно от вкусов и предпочтений потребителей (нефункциональный спрос, в т. ч. мода, престижное или демонстративное потребление), с другой – зависящие от объективных свойств товара (функциональный спрос).