Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛИГОПО́ЛИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 100

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Л. Дмитриев

ОЛИГОПО́ЛИЯ (от оли­го... и греч. πωλέω  – про­да­вать, тор­го­вать), тип ры­ноч­ной струк­ту­ры, ко­гда несколь­ко круп­ных фирм де­лят ры­нок то­ва­ров (ус­луг) ме­ж­ду со­бой. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­дую­щи­ми при­зна­ка­ми: 1) ма­лым чис­лом фирм и боль­шим чис­лом по­ку­па­те­лей (объ­ём ры­ноч­но­го пред­ло­же­ния рас­пре­де­лён ме­ж­ду не­сколь­ки­ми круп­ны­ми фир­ма­ми); 2) од­но­род­но­стью или срав­ни­тель­но сла­бой диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­стью то­ва­ров (они мо­гут быть оди­на­ко­вы­ми или раз­ли­чать­ся по од­но­му или не­боль­шо­му чис­лу при­зна­ков); 3) за­труд­ни­тель­но­стью вхо­да но­вых фирм на ры­нок. Тер­мин «О.» впер­вые вве­дён Т. Мо­ром в 1516 в ра­бо­те «Уто­пия» и ис­поль­зо­вал­ся брит. мер­кан­ти­ли­ста­ми в от­но­ше­нии к кон­ку­ри­рую­щим ме­ж­ду со­бой тор­го­вым фир­мам-мо­но­по­ли­стам.

Важ­ной ве­хой в раз­ви­тии на­уч. пред­став­ле­ния об О. ста­ла ра­бо­та А. О. Кур­но «Recherches sur les principes mathéma­tiques de la théorie des richesses» (1838), в ко­то­рой бы­ла сфор­му­ли­ро­ва­на мо­дель О. для двух фирм – дуо­по­лии, по­лу­чив­шей назв. «мо­дель Кур­но». В 1883 Ж. Бер­тран в ра­бо­те «Compte rendu du livre de Cournot» вы­дви­нул идею, в ко­то­рой пред­ло­жил в ка­че­ст­ве стра­те­гич. фак­то­ра рас­смат­ри­вать це­ну (мо­дель це­но­вых войн Бер­тра­на). Раз­ви­тие совр. тео­рии О. от­но­сит­ся к пе­рио­ду 1920–1930-х гг. Наи­бо­лее про­стые мо­де­ли О. ос­но­вы­ва­лись на кон­цеп­ции пред­по­ла­гае­мых ва­риа­ций, из­ло­жен­ных А. Бо­ули в 1924 в ра­бо­те «The Mathematical gro­und­work of economics», ко­гда ка­ж­дый оли­го­по­лист ис­хо­дил из ря­да пред­по­ло­же­ний от­но­си­тель­но ре­ак­ции кон­ку­рен­тов на из­ме­не­ния (ва­риа­ции) его соб­ст­вен­но­го по­ве­де­ния. В ра­бо­те Э. Чем­бер­ли­на «The theory of monopolistic competi­tion» (1933) пред­ло­же­на клас­си­фи­ка­ция О. по ти­пам по­ве­де­ния. В ра­бо­те Г. фон Штак­кель­бер­га «Marktform und Gleichgewicht» (1934) пред­став­ле­на мо­дель взаи­мо­дей­ст­вия оли­го­по­ли­стов «ли­дер – по­сле­до­ва­тель». В 1939 К. Хитч, Р. Холл и П. Суи­зи сфор­му­ли­ро­ва­ли мо­дель ло­ма­ной кри­вой спро­са на про­дук­цию О. для объ­яс­не­ния жё­ст­ко­сти цен на её про­дук­цию. По­сле пуб­ли­ка­ции ра­бо­ты Дж. фон Ней­ма­на и О. Мор­ген­штер­на «Theory of games and economic behavior» (1944) в тео­рии О. стал ак­тив­но ис­поль­зо­вать­ся ап­па­рат тео­рии игр, по­зво­ляю­щий опи­сы­вать разл. ти­пы оли­го­по­ли­стич. взаи­мо­дей­ст­вия фирм. Пио­нер­ны­ми в этом на­прав­ле­нии бы­ли ра­бо­ты Дж. Нэ­ша (1951), М. Шу­би­ка (1959), Т. Шел­лин­га (1960).

Раз­ли­ча­ют три ос­нов­ных ти­па по­ве­де­ния фирм на оли­го­по­ли­стич. рын­ках: не­ско­ор­ди­ни­ро­ван­ная О., при ко­то­рой они не всту­па­ют ни в ка­кие кон­так­ты друг с дру­гом; сго­вор (или кар­тель­ное со­гла­ше­ние) фирм, ко­то­рые ори­ен­ти­ру­ют­ся на дос­ти­же­ние мо­но­по­ли­стич. рав­но­ве­сия с раз­де­лом при­бы­ли; т. н. иг­ра по пра­ви­лам, ко­гда фир­мы де­ла­ют своё по­ве­де­ние по­нят­ным и пред­ска­зуе­мым для кон­ку­рен­тов. Оли­го­по­ли­сты, кон­ку­ри­руя ме­ж­ду со­бой, мо­гут при­ме­нять разл. стра­те­гии диф­фе­рен­циа­ции про­дук­тов (рек­ла­ма, сти­му­ли­ро­ва­ние сбы­та, вы­пуск но­вых про­дук­тов), ко­то­рые по­зво­ля­ют уве­ли­чить объ­ём про­даж, не сни­жая це­ны или пе­ре­кла­ды­вая до­пол­нит. за­тра­ты на по­ку­па­те­лей.

Лит.: Shubik M., Levitan R. Market structure and behavior. Camb. (Mass.), 1980; Ше­рер ФМ., Росс Д. Струк­ту­ра от­рас­ле­вых рын­ков. М., 1997; Стиг­лер Дж. Тео­рия оли­го­по­лии; Ло­ма­ная кри­вая спро­са оли­го­по­ли­ста и же­ст­кие це­ны // Ве­хи эко­но­ми­че­ской мыс­ли. СПб., 1999. Т. 2: Тео­рия фир­мы; Ти­роль Ж. Рын­ки и ры­ноч­ная власть: тео­рия ор­га­ни­за­ции про­мыш­лен­но­сти. 2-е изд. СПб., 2000. Т. 2.

Вернуться к началу