Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ ЗА́ЙМЫ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 524-526

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. А. Хейфец

ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ ЗА́ЙМЫ, гос. за­им­ст­во­ва­ния в час­ти фор­ми­ро­ва­ния фон­да за­ём­ных фи­нан­со­вых ре­сур­сов для по­кры­тия к.-л. рас­хо­дов (напр., во­ен­ный за­ём) или про­ве­де­ния тех или иных меро­прия­тий, на что у го­су­дар­ст­ва не хва­та­ет средств. Осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в фор­ме эмис­сии гос. об­ли­га­ций и др. дол­го­вых цен­ных бу­маг, удо­сто­ве­ряю­щих пра­во тре­бо­ва­ния от за­ём­щи­ка де­неж­ных средств или др. ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей и обыч­но рас­про­стра­няе­мых сре­ди боль­шо­го чис­ла не­из­вест­ных за­ём­щи­ков.

По мес­ту раз­ме­ще­ния, об­ра­ще­ния и по­га­ше­ния раз­ли­ча­ют внеш­ние и внут­рен­ние Г. з. Но­ми­нал цен­ных бу­маг внеш­них Г. з. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в ва­лю­те той стра­ны, на тер­ри­то­рии ко­то­рой пред­по­ла­га­ет­ся их раз­мес­тить, ли­бо в ино­ст­ран­ной ва­лю­те. Цен­ные бу­ма­ги внут­рен­них Г. з., как пра­ви­ло, но­ми­ни­ру­ют­ся в нац. ва­лю­те и об­ра­ща­ют­ся на внутр. рын­ках. Мн. го­су­дар­ст­ва ус­та­нав­ли­ва­ют разл. ог­ра­ни­че­ния для по­куп­ки не­ре­зи­ден­та­ми внутр. дол­го­вых цен­ных бу­маг. Од­на­ко в ус­ло­ви­ях раз­ви­тия про­цес­сов гло­ба­ли­за­ции и уси­ле­ния по­треб­но­стей в ин­ве­сти­ци­ях эти ог­ра­ни­че­ния смяг­ча­ют­ся.

Дер­жа­те­ли об­ли­га­ций Г. з. по­лу­ча­ют свой до­ход в осн. в ви­де ус­та­нов­лен­но­го про­цен­та, ко­то­рый пра­ви­тель­ст­во вы­пла­чи­ва­ет с оп­ре­де­лён­ной пе­рио­дич­но­стью в те­че­ние сро­ка по­га­ше­ния об­ли­га­ций. Этот про­цент в со­от­вет­ст­вии с ус­ло­вия­ми зай­ма мо­жет быть по­сто­ян­ным (на весь срок зай­ма), фик­си­ро­ван­ным (по отд. пе­рио­дам вы­пла­ты) или пе­ре­мен­ным. До­ход так­же мо­жет вы­пла­чи­вать­ся в ви­де дис­кон­та ме­ж­ду це­ной раз­ме­ще­ния об­ли­га­ций и це­ной их вы­ку­па эми­тен­том (дис­конт­ные об­ли­га­ции). Су­ще­ст­ву­ют вы­иг­рыш­ные Г. з., ко­гда до­ход вы­пла­чи­ва­ет­ся дер­жа­те­лям об­ли­га­ций в фор­ме вы­иг­ры­шей, сум­ма ко­то­рых и пе­рио­дич­ность про­ве­де­ния со­от­вет­ст­вую­щих ти­ра­жей оп­ре­де­ля­ют­ся ус­ло­вия­ми зай­мов, а так­же бес­про­цент­ные (це­ле­вые) Г. з., по­га­шае­мые кон­крет­ны­ми то­ва­ра­ми или ус­лу­га­ми. Не­ко­то­рые Г. з. пре­ду­смат­ри­ва­ют сме­шан­ную фор­му вы­пла­ты до­хо­да, напр. про­цент­но-дис­конт­ную, про­цент­но-вы­иг­рыш­ную и др.

Цен­ные бу­ма­ги Г. з. бы­ва­ют не­ин­дек­си­руе­мы­ми и ин­дек­си­руе­мы­ми (т. е. пре­ду­смат­ри­ваю­щи­ми пе­ре­счёт но­ми­наль­ной стои­мо­сти дол­га с учё­том из­ме­не­ний уров­ня ин­фля­ции или др. по­ка­за­те­ля). В за­ви­си­мо­сти от при­ня­тых эми­тен­том на се­бя обя­за­тельств бы­ва­ют зай­мы с пра­вом дос­роч­но­го по­га­ше­ния и без пра­ва дос­роч­но­го по­га­ше­ния, а так­же рент­ные зай­мы. Обыч­но вы­пус­ка­ются дол­го­вые обя­за­тель­ст­ва без пра­ва их до­с­роч­но­го по­га­ше­ния. По рент­ным зай­мам го­су­дар­ст­во при­ни­ма­ет на се­бя обя­за­тель­ст­во в оп­ре­де­лён­ные сро­ки (бес­сроч­но, в кон­крет­ный пе­ри­од, в те­че­ние жиз­ни кон­крет­но­го ин­ве­сто­ра) вы­пла­чи­вать до­ход без обя­за­тель­ст­ва ко­гда-ли­бо по­га­сить за­ём. Су­ще­ст­ву­ют так­же Г. з., по­га­ше­ние ко­то­рых га­ран­ти­ро­ва­но в лю­бое вре­мя по но­ми­на­лу плюс на­коп­лен­ный до­ход.

По фор­ме вы­пус­ка раз­ли­ча­ют зай­мы до­ку­мен­тар­ные и без­до­ку­мен­тар­ные. Цен­ные бу­ма­ги до­ку­мен­тар­ных зай­мов вы­пол­не­ны на бу­маж­ных но­си­те­лях, без­до­ку­мен­тар­ных – в ви­де за­пи­сей на элек­трон­ных сче­тах.

По сво­бо­де об­ра­ще­ния на рын­ке Г. з. де­лят­ся на ры­ноч­ные и не­ры­ноч­ные. Ры­ноч­ные зай­мы сво­бод­но про­да­ют­ся и по­ку­па­ют­ся на пер­вич­ном и вто­рич­ном рын­ках. Не­ры­ноч­ные зай­мы по­сле пер­вич­но­го раз­ме­ще­ния не тор­гу­ют­ся на вто­рич­ном рын­ке. Они вы­пус­ка­ют­ся для при­вле­че­ния в каз­ну ре­сур­сов оп­ре­де­лён­ных ин­ве­сто­ров – цен­траль­но­го бан­ка, вне­бюд­жет­ных фон­дов, ре­гио­наль­ных ор­га­нов вла­сти, гос. и не­го­су­дар­ст­вен­ных пен­си­он­ных фон­дов, траст-фон­дов (фон­дов до­ве­ри­тель­но­го управ­ле­ния), др. круп­ных ин­ве­сто­ров. Бы­ва­ют уни­вер­саль­ные зай­мы, пред­на­зна­чен­ные для лю­бых ин­ве­сто­ров, и спе­ци­аль­ные.

Су­ще­ст­ву­ют раз­ли­чия и по по­след­ст­ви­ям не­вы­пол­не­ния за­ём­щи­ком обя­за­тельств по раз­ным цен­ным бу­ма­гам. От­каз пла­тить по оп­ре­де­лён­ным зай­мам (обыч­но внеш­ним зай­мам, раз­ме­щае­мым на рын­ках ча­ст­ных ка­пи­та­лов) мо­жет вес­ти к де­фол­ту по всем др. Г. з. та­ко­го ти­па (кросс-де­фол­ту), сни­же­нию до са­мых ниж­них уров­ней кре­дит­но­го рей­тин­га и не­воз­мож­но­сти вы­хо­да на ми­ро­вой фи­нан­со­вый ры­нок на при­емле­мых ус­ло­ви­ях. Внутр. цен­ные бу­ма­ги яв­ля­ют­ся наи­ме­нее жё­ст­ки­ми обя­за­тель­ст­ва­ми.

Г. з. в осн. ста­ли ис­поль­зо­вать­ся с кон. 17 – нач. 18 вв. До нач. 20 в. объ­ём Г. з. всех ци­ви­ли­зо­ван­ных стран вы­рос бо­лее чем в 15 раз. Но­вый мощ­ный тол­чок в уве­ли­че­нии объ­ё­мов Г. з. про­изо­шёл во 2-й пол. 20 в. в свя­зи с раз­ви­ти­ем про­цес­сов фи­нан­со­вой гло­ба­ли­за­ции и ли­бе­ра­ли­за­ци­ей ме­ж­ду­нар. по­то­ков ка­пи­та­ла. К кон. 20 в. вло­же­ния в гос. дол­го­вые об­ли­га­ции в нац. и иностр. ва­лю­те пре­вы­си­ли 60 трлн. долл., что бо­лее чем в 2 раза пре­вос­хо­ди­ло ми­ро­вой ВВП и поч­ти в 12 раз ми­ро­вую тор­гов­лю то­ва­ра­ми. Стрем­ле­ние за­ём­щи­ков улуч­шить ус­ло­вия по­лу­че­ния Г. з. (умень­шить их стои­мость, ми­ни­ми­зи­ро­вать рис­ки, диф­фе­рен­ци­ро­вать ис­точ­ни­ки за­им­ст­во­ва­ний и т. п.) при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию но­вых ви­дов цен­ных бу­маг на фи­нан­со­вых рын­ках. Ны­не на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 160 ви­дов дол­го­вых цен­ных бу­маг. Важ­ное зна­че­ние име­ло по­яв­ле­ние в 1960-х гг. цен­ных бу­маг, раз­ме­щае­мых од­но­вре­мен­но на рын­ках не­сколь­ких стран и но­ми­ни­ро­ван­ных в ва­лю­те, не яв­ляю­щей­ся на­цио­наль­ной для за­ём­щи­ка или кре­ди­тора. Так как осн. ме­стом про­ве­де­ния опе­ра­ций с эти­ми цен­ны­ми бу­ма­га­ми ста­ла Ев­ро­па, они по­лу­чи­ли на­зва­ние ев­ро­об­ли­га­ции, хо­тя и раз­ме­ща­лись на др. кон­ти­нен­тах. В от­ли­чие от тра­диц. ме­ж­ду­нар. об­ли­га­ций, раз­ме­щае­мых в од­ной стра­не, в ва­лю­те этой стра­ны, яв­ляю­щей­ся ино­стран­ной толь­ко для за­ём­щи­ка, ев­ро­об­ли­га­ции ста­ли важ­ней­шим ин­ст­ру­мен­том при­вле­че­ния ка­пи­та­лов ин­сти­ту­цио­наль­ных (стра­хо­вых ком­па­ний, пен­си­он­ных фон­дов, фон­дов управ­ле­ния ак­ти­ва­ми, хедж-фон­дов, бан­ков) и ча­ст­ных ин­ве­сто­ров. Ев­ро­об­ли­га­ции – наи­бо­лее ди­на­мич­ный сег­мент внеш­них гос. зай­мов.

Г. з. – осн. фор­ма за­им­ст­во­ва­ний для про­мыш­лен­но раз­ви­тых стран, об­ла­даю­щих вы­со­ки­ми кре­дит­ны­ми рей­тин­га­ми, по­зво­ляю­щи­ми при­влечь фи­нан­со­вые ре­сур­сы на вы­год­ных ус­ло­ви­ях. До­ля дол­го­вых бу­маг рас­тёт и у ме­нее раз­ви­тых стран, ко­то­рые в осн. при­бе­га­ют к внут­рен­ним Г. з. В нач. 2003 у стран с на­ро­ж­даю­щи­ми­ся рын­ка­ми до­ля обя­за­тельств по внутр. цен­ным бу­ма­гам со­став­ля­ла бо­лее 80% всех обя­за­тельств в цен­ных бу­ма­гах.

Государственные займы в России

Г. з. бы­ли осн. фор­мой го­су­дар­ст­вен­ных за­им­ст­во­ва­ний в цар­ской Рос­сии. Пер­вый ус­пеш­ный внеш­ний Г. з. был осу­ще­ст­в­лён в 1769 имп. Ека­те­ри­ной II, пер­вый внут­рен­ний Г. з. – в 1809 при имп. Алек­сан­д­ре I. Ме­ж­ду 1769 и 1914 рос. пра­ви­тель­ст­во за­ня­ло за гра­ни­цей и внут­ри Рос­сии ок. 15 млрд. руб.; из них за этот же пе­ри­од бы­ло по­га­ше­но не­мно­гим бо­лее 40%. 2/3 всей рос. за­дол­жен­но­сти при­хо­ди­лось на зай­мы пе­рио­да 1887–1902, зай­мы до 1887 со­став­ля­ли ок. 6%, а зай­мы в пред­во­ен­ное де­ся­ти­ле­тие – не­мно­гим бо­лее 1/4 все­го дол­га. По­след­ний в ис­то­рии до­со­вет­ской Рос­сии внут­рен­ний Г. з. был вы­пу­щен Врем. пра­ви­тель­ст­вом в мар­те 1917 – «За­ём Сво­бо­ды», ко­то­рый не имел оп­ре­де­лён­ной сум­мы зай­ма и был рас­счи­тан на 54 го­да, т. е. дол­жен был по­га­шать­ся в 1971. Под­пис­ная це­на это­го зай­ма бы­ла ус­та­нов­ле­на в раз­ме­ре 85% от но­ми­на­ла, под за­лог его об­ли­га­ций вы­да­ва­лись ссу­ды в раз­ме­ре 75% стои­мо­сти под­пис­ки. Г. з. бы­ли важ­ней­шим сред­ст­вом фи­нан­си­ро­ва­ния ин­ду­ст­ри­аль­но­го раз­ви­тия Рос­сии, ста­нов­ле­ния и под­дер­жа­ния ста­биль­ной нац. ва­лю­ты.

По­сле от­ка­за пра­ви­тель­ст­ва В. И. Ле­ни­на в янв. 1918 пла­тить по цар­ским дол­гам, сов. го­су­дар­ст­во как су­ве­рен­ный за­ём­щик на неск. де­ся­ти­ле­тий ока­за­лось от­ре­зан­ным от ме­ж­ду­нар. рын­ков ча­ст­ных ка­пи­та­лов. Толь­ко по­сле под­пи­са­ния СССР в 1986 с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Рос­си­ей в 1997 с Фран­ци­ей со­гла­ше­ний об уре­гу­ли­ро­ва­нии ста­рых пре­тен­зий, в т. ч. дол­гов цар­ской Рос­сии, а так­же при­свое­ния Рос­сии в окт. – нояб. 1996 сра­зу тре­мя ве­ду­щи­ми ме­ж­дунар. рей­тин­го­вы­ми агент­ст­ва­ми (Stan­dart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кре­дит­ных рей­тин­гов для дол­го­сроч­ных ме­ж­ду­нар. ва­лют­ных об­ли­га­ций уда­лось ор­га­ни­зо­вать вы­пуск зай­мов, раз­ме­щав­ших­ся на ев­роп. рын­ках. Осу­ще­ст­в­лён­ный Рос­си­ей в но­яб. 1996 вы­пуск ев­ро­об­ли­га­ций стал пер­вым внеш­ним Г. з. в но­вей­шей рос. ис­то­рии. При этом 8 зай­мов, вы­пу­щен­ных в 1988–1990 СССР на об­щую сум­му 1,6 млрд. долл., фор­маль­но не бы­ли Г. з., т. к. их офиц. эми­тен­том был Внеш­эко­ном­банк СССР, ко­то­рый нёс пол­ную от­вет­ст­венность по дан­ным об­ли­га­ци­ям (Vnesh loans).

От­сут­ст­вие внеш­них Г. з. СССР ком­пен­си­ро­вал внут­рен­ни­ми Г. з. Пер­вые зай­мы на­ча­лись в 1922, и они бы­ли доб­ро­воль­ны­ми. В осн. это бы­ли крат­ко­сроч­ные на­ту­раль­ные зай­мы – 1-й (1922) и 2-й (1923) хлеб­ные зай­мы, са­хар­ный за­ём 1923, за­ём­ные обя­за­тель­ст­ва Нар­ко­ма­та пу­тей со­об­ще­ния (транс­порт­ные сер­ти­фи­ка­ты) 1923. Са­хар­ный за­ём, напр., це­ли­ком раз­ме­щал­ся в го­ро­дах, он был вы­пу­щен в пе­ри­од ост­ро­го го­лода на са­хар-ра­фи­над и рас­счи­тан на спрос ра­бочих и слу­жа­щих, обес­пе­чи­ваю­щих се­бя по­куп­кой его об­ли­га­ций са­ха­ром для лич­но­го по­треб­ле­ния, а так­же на роз­нич­ных тор­гов­цев. Хлеб­ные зай­мы так­же слу­жи­ли спо­со­бом за­го­тов­ки хле­ба для по­тре­би­тель­ских це­лей. Об­ли­га­ции вы­пус­ка­лись но­ми­на­лом от 1 до 100 пу­дов ржи в зер­не. До­пус­ка­лась уп­ла­та об­ли­га­ция­ми этих зай­мов прод­на­ло­га. В 1927 по­яв­ля­ет­ся но­вая фор­ма зай­мов, раз­ме­щае­мых сре­ди тру­дя­щих­ся го­ро­да и де­рев­ни пу­тём кол­лек­тив­ной под­пис­ки с рас­сроч­кой пла­те­жа в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го сро­ка. Это т. н. доб­ро­воль­но-при­ну­дит. зай­мы, ко­то­рые в даль­ней­шем ста­ли осн. фор­мой за­им­ст­во­ва­ния средств на­се­ле­ния. К кон. 1929 эти зай­мы со­став­ля­ли уже бо­лее тре­ти ос­тат­ка гос. дол­га, то­гда как до­ля ры­ноч­ных зай­мов – все­го 12% (в 1926 – бо­лее 40%). А чет­вёр­тый вы­пуск Зай­ма 3-й пя­ти­лет­ки (1941) имел уже 60 млн. под­пис­чи­ков (в 1927 бы­ло толь­ко 6 млн. под­пис­чи­ков на гос­зай­мы). Кро­ме при­ну­дит. под­пис­ки име­ли ме­сто мно­го­числ. кон­вер­сии Г. з. (1930, 1936, 1938), ко­гда об­ли­га­ции не­сколь­ких вы­пу­щен­ных ра­нее зай­мов ме­ня­лись на об­ли­га­ции но­во­го зай­ма. Эти кон­вер­сии ве­ли к сни­же­нию до­ход­но­сти дол­го­вых бу­маг для их дер­жа­те­лей, ото­дви­га­ли по­га­ше­ние дол­гов по ста­рым об­ли­га­ци­ям, т. е. яв­ля­лись на­силь­ст­вен­ной ме­рой по от­но­ше­нию к «ин­ве­сто­рам». Ог­ром­ную роль сыг­ра­ли внут­рен­ние Г. з. во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны. За счёт этих зай­мов бы­ло обес­пе­че­но при­мер­но 15% всех пря­мых во­ен. рас­хо­дов. Раз­ме­ще­ние Г. з. бы­ло про­дол­же­но и в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од. Од­на­ко труд­но­сти в их реа­ли­за­ции, с ко­то­ры­ми пра­ви­тель­ст­во столк­ну­лось в кон. 1950-х гг., за­ста­ви­ли с 1958 при­ос­та­но­вить раз­ме­ще­ние доб­ро­воль­но-при­ну­дит. зай­мов по под­пис­ке. Од­но­вре­мен­но бы­ли пре­кра­ще­ны ти­ра­жи вы­иг­ры­шей для уже раз­ме­щён­ных до 1957 зай­мов, а их по­га­ше­ние, рас­счи­тан­ное на 20 лет, бы­ло отло­же­но на пе­ри­од по­сле 1977. Их по­га­ше­ние на­ча­лось на 3 го­да рань­ше – с 1974. В по­сле­дую­щем Г. з. раз­ме­ща­лись в СССР и пост­со­вет­ской Рос­сии толь­ко на доб­ро­воль­ной ос­но­ве. В кон. 1980-х гг. бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка уве­ли­чить Г. з. Од­на­ко в свя­зи с силь­ной ин­фля­ци­ей она не име­ла ус­пе­ха, а по­га­ше­ние раз­ме­щён­ных сре­ди на­се­ле­ния бу­маг осу­ще­ст­в­ля­ла уже пост­со­вет­ская Рос­сия.

В 1990-е гг. про­ис­хо­дит бы­строе рас­ши­ре­ние внеш­них и осо­бен­но внут­рен­них Г. з. Объ­ём внут­рен­них зай­мов в ви­де ГКО (Гос. ка­зна­чей­ских обя­за­тельств) и ОФЗ (Об­ли­га­ций фе­де­раль­ных зай­мов) дос­тиг к ию­ню 1998 при­мер­но 430 млрд. руб., или ок. 70 млрд. долл. по дей­ст­во­вав­ше­му то­гда кур­су руб­ля. Не справ­ля­ясь с об­слу­жи­ва­ни­ем этих Г. з., в авг. 1998 пра­ви­тель­ст­во при­ос­та­но­ви­ло об­слу­жи­ва­ние ГКО – ОФЗ и объ­я­ви­ло об их об­ме­не на но­вые цен­ные бу­ма­ги. По­сле де­фол­та ры­нок внут­рен­них Г. з. был вос­ста­нов­лен уже че­рез 2–3 го­да. В нач. 2000-х гг. на ры­ноч­ные ин­ст­ру­мен­ты при­хо­ди­лось бо­лее 9/10 внутр. дол­го­вых обя­за­тельств Рос­сии, в то вре­мя как во внеш­нем дол­ге ана­ло­гич­ный по­ка­за­тель был ме­нее 2/5.

Лит.: Сар­ки­сянц А. Г. Сис­те­ма ме­ж­ду­на­род­ных дол­гов. М., 1999; Да­ни­лов Ю. А. Рын­ки го­су­дар­ст­вен­но­го дол­га. Ми­ро­вые тен­ден­ции и рос­сий­ская прак­ти­ка. М., 2002; Хей­фец Б. А. Кре­дит­ная ис­то­рия Рос­сии. Ха­рак­те­ри­сти­ка су­ве­рен­но­го за­ем­щи­ка. М., 2003; Ва­ви­лов Ю. Я. Го­су­дар­ст­вен­ный долг. 2-е изд. М., 2004.

Вернуться к началу