НЕОАВСТРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОАВСТРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА, направление в экономич. мысли 20–21 вв., возникшее как продолжение австрийской школы в политической экономии в 1920-е гг. после выхода работ Л. фон Мизеса, отрицавшего возможность хозяйств. расчёта при социализме и более высокой производительности в плановой экономике, чем при капиталистич. системе хозяйства. Другим лидером Н. ш. стал Ф. А. Хайек (в 1927–31 директор созданного по инициативе Мизеса Австр. ин-та делового цикла). В противоположность теории Дж. М. Кейнса сторонники Н. ш. отстаивали сохранение манчестерства и золотого стандарта, сводя причины кризисных сбоев в рыночном механизме к разл. формам «интервенционизма», т. е. вмешательства государства, профсоюзов и центрального банка в процесс экономич. конкуренции. Источником Великой депрессии 1929–33 в капиталистич. экономике они считали избыток «фидуциарных» (от лат. fiducia – доверие), т. е. не обеспеченных металлич. запасом, бумажных денег вследствие кредитной экспансии. Заняв непримиримую позицию по отношению к практике централизов. планирования в СССР, Н. ш. отвергала возможность «рыночного социализма» (в полемике с О. Ланге и неокейнсианцем А. Лернером), а также кейнсианские методы антициклич. регулирования. Разгромная критика австрийской теории цикла левыми кейнсианцами (П. Сраффа, Н. Калдор) и успехи кейнсианской фискальной и монетарной политики, а также индикативного планирования в 1940–60-е гг. оттеснили Н. ш. на периферию экономич. теории. Однако после переезда Мизеса и Хайека в США (Чикагский ун-т) к Н. ш. присоединился ещё ряд экономистов австр. происхождения (Ф. Махлуп, Г. Хаберлер), а затем и несколько более молодых амер. экономистов (М. Ротбард, И. Кирцнер). Н. ш. отрицает применение математич. аппарата в экономич. науке, её деление на микроэкономику и макроэкономику; отвергает неоклассич. теорию рыночного равновесия по В. Парето, оперирование агрегированными показателями в кейнсианско-неоклассич. синтезе П. Сэмюэлсона и в монетаризме чикагской школы. Предметом экономич. анализа Н. ш. считает рынок как динамич. процесс, в котором активность частных предпринимателей, «открывающих» в свободной конкуренции всё новые возможности для извлечения прибылей, является единственным эффективным способом координации рассредоточенной и несовершенной экономич. информации. Мизес и Хайек выступили за трансформацию экономич. науки в праксеологию, в которой центр. место должна занять каталлактика (от греч. ϰαταλλαγή – дружба между быв. врагами, примирение) как учение о свободном межличностном обмене или рыночном обществе.
Кризис кейнсианского макроэкономич. регулирования и моделей государства всеобщего благоденствия в 1973–80 и коллапс социалистич. моделей централизованного планирования в 1989–91, новая волна предпринимательства и усиление неолиберализма и неоконсерватизма в 1970–90-е гг. способствовали возрождению и росту престижа Н. ш.: в 1974 Ф. А. Хайек (оказавший значит. влияние на формирование взглядов М. Тэтчер, а позднее – В. Клауса и Е. Т. Гайдара) был удостоен Нобелевской пр.; в 1982 в США (Оберн, штат Алабама) основан Ин-т Людвига фон Мизеса; с 2004 в Праге проходят ежегодные конференции приверженцев неоавстрийской школы.