Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНОПО́ЛЬНАЯ ЦЕНА́

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 39

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Бузгалин

МОНОПО́ЛЬНАЯ ЦЕНА́, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что обыч­но ус­та­нав­ли­ва­ет­ся та­кой фир­мой (ком­па­ни­ей), ко­то­рая спо­соб­на ока­зы­вать достаточно силь­ное влия­ние на спон­тан­ный (сти­хий­ный) про­цесс цено­об­ра­зо­ва­ния на сво­бод­ном рын­ке. Осо­бо круп­ный раз­мер и иные пре­иму­ще­ст­ва кор­по­ра­ции, за­ни­маю­щей мо­но­поль­ное по­ло­же­ние на рын­ке, по­зво­ля­ют ей «вы­во­дить» в той или иной сте­пе­ни свой то­вар из-под дей­ст­вия сил сво­бод­ной кон­ку­рен­ции и от­но­си­тель­но сво­бод­но кор­рек­ти­ро­вать це­ны в вы­год­ном для се­бя на­прав­ле­нии.

Ес­ли М. ц. то­ва­ра вы­ше рав­но­вес­ной це­ны рын­ка, то кор­по­ра­ция, его про­из­во­ди­тель или про­да­вец, по­лу­ча­ет до­пол­ни­тель­ную, мо­но­поль­ную при­быль. Но М. ц. мо­жет быть ус­та­нав­ли­вае­ма и ни­же рав­но­вес­ной це­ны – в тех слу­ча­ях, напр., ко­гда кор­по­ра­ция, пы­та­ясь за­нять мо­но­поль­ное по­ло­же­ние на рын­ке, реа­ли­зу­ет та­ким об­ра­зом стра­те­гию «вы­дав­ли­ва­ния» с не­го дей­ст­вую­щих или по­тен­ци­аль­ных кон­ку­рен­тов. По­след­нее воз­мож­но и в си­лу то­го, что кор­по­ра­ция, по­лу­чая на др. рын­ках, где она то­же дей­ст­ву­ет, сверх­при­быль, ис­поль­зу­ет не­ко­то­рую часть её для дем­пин­га на за­хва­ты­вае­мом рын­ке. Кро­ме то­го, мо­но­по­лия мо­жет осу­ще­ст­в­лять дол­го­сроч­ную стра­те­гию ре­гу­ли­ро­ва­ния цен на свою про­дук­цию в ви­де под­дер­жа­ния ста­биль­ных цен вне за­ви­си­мо­сти от конъ­юнк­ту­ры рын­ка или, на­про­тив, соз­на­тель­но­го ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния це­ной для дос­ти­же­ния тех или иных це­лей. Од­на­ко воз­мож­но­сти мо­но­поль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния цен круп­ны­ми кор­по­ра­ция­ми не без­гра­нич­ны. Ог­ра­ни­че­ния­ми мо­гут вы­сту­пать са­мые разл. фак­то­ры, сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее зна­чи­мые – ан­ти­мо­но­поль­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва, кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны др. фирм (в т. ч. и не об­ла­даю­щих мо­но­поль­ной си­лой), дей­ст­вую­щих на дан­ном рын­ке, аб­со­лют­ный объ­ём пла­тё­же­спо­соб­но­го спро­са по­тре­би­те­лей.

М. ц. ока­зы­ва­ет двоя­кое влия­ние на эко­но­ми­ку. Она, с од­ной сто­ро­ны, под­ры­ва­ет от­но­ше­ния сво­бод­ной кон­ку­рен­ции, тор­мо­зит сти­му­лы раз­ви­тия, с ней свя­зан­ные. С дру­гой сто­ро­ны, при ус­ло­вии дос­та­точ­но влия­тель­но­го гос. и об­ществ. ре­гу­ли­ро­ва­ния це­ны на про­дук­цию круп­ных кор­по­ра­ций, за­ни­маю­щих мо­но­поль­ное по­ло­же­ние на рын­ке, мо­гут спо­соб­ст­во­вать фор­ми­ро­ва­нию си­туа­ции ста­биль­но­сти и прив­но­сить эле­мен­ты пред­ска­зуе­мо­сти в эко­но­мич. про­цес­сы, что важ­но для обес­пе­че­ния осо­бо ак­ту­аль­ных в совр. ус­ло­ви­ях со­ци­аль­ных при­ори­те­тов и реа­ли­за­ции дол­го­сроч­ных про­грамм эко­но­мич. раз­ви­тия.

Вернуться к началу