Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОНКРЕТЬЕ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 26-27

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Слудковская; К. А. Чекалов (литература)

МОНКРЕТЬЕ́Н (Montchrétien, Mont­chres­tien) Ан­ту­ан де (ок. 1575, Фа­лез, Нор­ман­дия – 8.10.1621, Ту­рай, там же), франц. эко­но­мист, дра­ма­тург. Сын ап­те­ка­ря, ра­но оси­ро­тел; учил­ся в кол­ле­же в Ка­не.

В 1605, пре­сле­дуе­мый за убий­ст­во про­тив­ни­ка на ду­эли, М. бе­жал в Анг­лию, где в те­че­ние 4 лет зна­ко­мил­ся с жиз­нью тор­го­вых и пром. го­ро­дов, по­се­щал шко­лы для бед­ных, изу­чал уро­вень за­ра­бот­ной пла­ты на разл. ма­ну­фак­ту­рах. Всё уви­ден­ное там от­ра­зи­лось в глав­ном со­чи­не­нии М. «Трак­тат по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» («Traité d’économie politique», 1611, опубл. в 1615), ко­то­рое он на­пи­сал по воз­вра­ще­нии во Фран­цию. Сна­ча­ла труд М., в ко­то­ром он пред­ла­гал сроч­ные ме­ры по улуч­ше­нию эко­но­мич. со­стоя­ния Фран­ции, был при­нят бла­го­склон­но и М. был на­зна­чен чле­ном Ко­ро­лев­ско­го со­ве­та. Од­на­ко вско­ре был от­прав­лен гу­бер­на­то­ром про­вин­ци­аль­но­го г. Ша­тий­он-сюр-Лу­ар (ссыл­ка бы­ла смяг­че­на да­ро­ва­ни­ем ба­рон­ско­го ти­ту­ла). Во вре­мя вос­ста­ния гу­ге­но­тов быв. ка­то­лик М. всту­пил в их ря­ды, а в мае 1621 воз­гла­вил мя­теж в Нор­ман­дии, во вре­мя ко­то­ро­го был убит. Упо­ми­на­ние име­ни М. бы­ло за­пре­ще­но, а его глав­ное со­чи­не­ние пре­да­но заб­ве­нию и ос­та­ва­лось вне по­ля зре­ния эко­но­ми­стов 17–18 вв. (пе­ре­из­да­но лишь в 1889). Тем не ме­нее не­ко­то­рые из ре­ко­мен­да­ций М., не при­ня­тых при его жиз­ни, бы­ли так или ина­че во­пло­ще­ны в жизнь кар­ди­на­лом Ри­ше­льё, а позд­нее Ж. Б. Коль­бе­ром.

М. трак­то­вал бо­гат­ст­во как на­ту­раль­ный про­дукт, со­з­да­вае­мый тру­дом и реа­ли­зуе­мый на внеш­них рын­ках. Для М. «наи­боль­шее бо­гат­ст­во – это не­ис­чер­пае­мый из­бы­ток лю­дей», ко­то­рый дол­жен ак­тив­но ис­поль­зо­вать­ся. М. од­ним из пер­вых об­ра­щал вни­ма­ние на ин­ди­ви­дуа­ли­стич. ха­рак­тер эко­но­ми­ки, не­об­хо­ди­мость учи­ты­вать ча­ст­ные ин­те­ре­сы, ко­то­рые и яв­ля­ют­ся фун­дам. дви­жу­щей си­лой всех эко­но­мич. яв­ле­ний. Сле­до­ва­ние ча­ст­но­му ин­те­ре­су – ос­но­ва но­во­вве­де­ний, по­зво­ляю­щих по­лу­чить про­из­во­дит. до­ход пу­тём сни­же­ния из­дер­жек про­из­вод­ст­ва, из­го­тов­ле­ния бо­лее де­шёвых про­дук­тов. Под­держ­ке про­из­во­ди­те­ля долж­но спо­соб­ст­во­вать и спра­вед­ли­вое на­ло­го­об­ло­же­ние, учи­ты­ваю­щее до­хо­ды лиц, пред­став­ляю­щих все слои об­ще­ст­ва.

Для вос­ста­нов­ле­ния тор­го­во­го ба­лан­са Фран­ции по­сле кри­зи­са нач. 17 в. М. пред­ла­гал ус­ко­рен­ное раз­ви­тие ма­ну­фак­тур. Их рост по­зво­лил бы со­кра­тить им­порт. Он со­ве­то­вал пра­ви­тель­ст­ву при­нять от­вет­ные ме­ры про­тив стран (в осо­бен­но­сти Анг­лии и Ис­па­нии), ко­то­рые ус­та­но­ви­ли од­но­сто­рон­ние про­тек­цио­ни­ст­ские ме­ры про­тив франц. куп­цов.

Осо­бой за­слу­гой М. счи­та­ет­ся вве­де­ние им в обо­рот тер­ми­на по­ли­ти­че­ская эко­но­мия, ко­то­рым он обо­зна­чал со­во­куп­ность пра­вил хо­зяйств. дея­тель­но­сти в мас­шта­бах го­су­дар­ст­ва; тер­мин стал на­зва­ни­ем нау­ки.

Как дра­ма­тург М. де­бю­ти­ро­вал тра­ге­ди­ей «Со­фо­нис­ба» («So­phonisbe», опубл. в 1595), ко­то­рая бы­ла пе­ре­ра­бо­та­на по ре­ко­мен­да­ци­ям Ф. Ма­лер­ба: в но­вой ре­дак­ции – «Кар­фа­ге­нян­ка» («Carthagi­noise», опубл. в 1601). Дра­ма­тур­гия М. воз­ник­ла на пе­ре­ход­ном эта­пе от тра­ге­дии гу­ма­ни­стич. ти­па (Р. Гар­нье, Дж. Трис­си­но) к те­ат­ру клас­си­циз­ма. Ав­тор тра­ге­дий на биб­лей­ские и ан­тич­ные сю­же­ты: «Да­вид» («David»), «Аман» («Aman»), «Ла­ке­де­мо­нян­ки» («Les Lacènes», все опубл. в 1601), «Гек­тор» («Hector», опубл. в 1604). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ное из лит. про­из­ве­де­ний М. – ис­то­рич. тра­ге­дия о Ма­рии Стю­арт «Шот­ланд­ка» [«L’Escos­saise», опубл. в 1601; в пе­ре­ра­бо­тан­ном ва­ри­ан­те – «Ко­ро­ле­ва Шот­лан­дии» («La Reine d’Es­cosse», опубл. в 1604)]. Сре­ди др. со­чи­не­ний: эпи­та­фии, по­этич. по­сла­ния, дра­ма «Пас­то­раль» («La Bergerie», опубл. в 1601).

Лит.: Griffiths R. The dramatic technique of A. de Montchrestien. Oxf., 1970; Charpen­tier F. Les Débuts de la tragédie héroїque: A. Mont­chrestien. Lille, 1981.

Вернуться к началу