Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ВАЛЮ́ТНЫЙ ФОНД

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 553-554

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. К. Поспелов

МЕЖДУНАРО́ДНЫЙ ВАЛЮ́ТНЫЙ ФОНД (МВФ; International Monetary Fund, IMF), ме­ж­ду­нар. ва­лют­но-фи­нан­со­вая ор­га­ни­за­ция, спе­циа­ли­зи­ро­ван­ное уч­ре­ж­де­ние ООН. Соз­дан по ре­ше­нию Брет­тон-Вуд­ской кон­фе­рен­ции (1944). При­сту­пил к опе­ра­ци­ям 1.3.1947. Один из осн. струк­тур­ных эле­мен­тов Брет­тон-Вуд­ской ва­лют­ной сис­те­мы. В це­лом со­хра­нил свои по­зи­ции в Ямай­ской ва­лют­ной сис­те­ме.

МВФ на­счи­ты­ва­ет 187 чле­нов. Ими мо­гут быть толь­ко го­су­дар­ст­ва. Рос­сия всту­пи­ла в МВФ в 1992.

Офиц. це­ли МВФ: со­дей­ст­во­вать сба­лан­си­ро­ван­но­му рос­ту ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли; под­дер­жи­вать ус­той­чи­вость ва­лют­ных кур­сов; ока­зы­вать по­мощь в соз­да­нии мно­го­сто­рон­ней сис­те­мы рас­чё­тов по те­ку­щим опе­ра­ци­ям ме­ж­ду чле­на­ми МВФ и в уст­ра­не­нии ва­лют­ных ог­ра­ни­че­ний, тор­мо­зя­щих рост ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли; пре­дос­тав­лять стра­нам-чле­нам кре­дит­ные ре­сур­сы, по­зво­ляю­щие сба­лан­си­ро­вать внеш­ние пла­те­жи без при­ме­не­ния ог­ра­ни­чит. мер во внеш­ней тор­гов­ле и рас­чё­тах; быть фо­ру­мом для кон­суль­та­ций и со­труд­ни­че­ст­ва по ме­ж­ду­нар. ва­лют­ным во­про­сам.

Выс­ший ру­ко­во­дя­щий ор­ган МВФ – Со­вет управ­ляю­щих. Ка­ж­дая стра­на на­зна­ча­ет в этот со­вет сво­его пред­ста­ви­теля, а так­же его за­мес­ти­те­ля. Как пра­ви­ло, ими яв­ля­ют­ся ми­нистр фи­нан­сов и управ­ляю­щий центральным бан­ком. Важ­ные струк­тур­ные под­раз­де­ле­ния МВФ – Ме­ж­ду­нар. ва­лют­ный и фи­нан­со­вый к-т Со­ве­та управ­ляю­щих, в функ­ции ко­то­ро­го вхо­дит раз­ра­бот­ка стра­те­гич. ре­ше­ний, и Ис­пол­ни­тель­ный со­вет в со­ста­ве 24 ди­рек­то­ров (на­зна­чае­мых или из­би­рае­мых в за­ви­си­мо­сти от чис­ла го­ло­сов со­от­вет­ст­вую­щих стран-чле­нов). Рос­сия име­ет соб­ст­вен­но­го из­би­рае­мо­го ди­рек­то­ра. Ди­рек­то­ром-рас­по­ря­ди­те­лем МВФ по тра­ди­ции яв­ля­ет­ся ев­ро­пе­ец. Уси­ле­ние вни­ма­ния к про­бле­мам раз­ви­ваю­щих­ся го­су­дарств вы­ра­зи­лось в соз­да­нии ко­ми­те­та по раз­ви­тию под со­вме­ст­ной эги­дой МВФ и Все­мир­но­го бан­ка. В струк­ту­ре МВФ име­ет­ся спец. под­раз­де­ле­ние – Не­за­ви­си­мое бю­ро оцен­ки эф­фек­тив­но­сти его дея­тель­но­сти.

МВФ – уни­вер­саль­ная ор­га­ни­за­ция, вы­пол­няю­щая ре­гу­ли­рую­щие, кон­тро­ли­рую­щие, кон­суль­та­ци­он­ные и раз­но­об­раз­ные фи­нан­со­вые функ­ции. Ре­гу­ли­рую­щая функ­ция МВФ осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём над­зо­ра за по­ли­ти­кой стран-чле­нов на пред­мет её со­от­вет­ст­вия обя­за­тель­ст­вам, при­ня­тым ими при всту­п­ле­нии в эту ор­га­ни­за­цию, пре­ж­де все­го от­но­си­тель­но ва­лют­ных кур­сов. Кон­троль за по­ли­ти­кой стран-чле­нов про­во­дит­ся в рам­ках ре­гу­ляр­ных, как пра­ви­ло еже­год­ных, дву­сто­рон­них кон­суль­та­ций пер­со­на­ла МВФ с их офиц. пред­ста­ви­те­ля­ми по во­про­сам эко­но­мич. по­ли­ти­ки, вклю­чая про­бле­мы фис­каль­но­го, ва­лют­но­го и кре­дит­но-де­неж­но­го по­ряд­ка, внеш­не­го дол­га, со­стоя­ния пла­тёж­но­го ба­лан­са.

В кон. 1992 во­шла в си­лу 3-я по­прав­ка к Стать­ям со­гла­ше­ния (Ус­та­ву МВФ), пре­дос­тав­ляю­щая Ис­пол­ни­тель­но­му со­ве­ту МВФ пра­во при­ос­та­нав­ли­вать пра­во го­ло­са и не­ко­то­рые свя­зан­ные с этим пра­ва стран-чле­нов, сис­те­ма­ти­че­ски не вы­пол­няю­щих те или иные обя­за­тель­ст­ва пе­ред МВФ. Впер­вые ука­зан­ное пра­во бы­ло ис­поль­зо­ва­но МВФ в от­но­ше­нии Су­да­на – с 9.8.1993 его пра­во го­ло­са и свя­зан­ные с ним пра­ва бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны. В по­сле­дую­щие го­ды по­доб­ная про­це­ду­ра бы­ла при­ме­не­на в от­но­ше­нии Заи­ра и Зим­баб­ве.

Уже­сто­че­ние над­зо­ра осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по раз­ным на­прав­ле­ни­ям. Раз­ра­бо­тан стан­дарт пред­став­ле­ния стра­на­ми-чле­на­ми ста­ти­стич. дан­ных о со­стоя­нии эко­но­ми­ки, ко­то­рые долж­ны свое­вре­мен­но со­об­щать­ся в МВФ. В до­пол­не­ние к еже­год­ным кон­суль­та­ци­ям бу­дут про­во­дить­ся и иные. Во­про­сы раз­ви­тия эко­но­ми­ки в отд. стра­нах на­ча­ли ча­ще об­су­ж­дать­ся на за­се­да­ни­ях Со­ве­та управ­ляю­щих. Гл. те­мой кон­суль­та­ций и об­су­ж­де­ний ста­но­вит­ся по­ли­ти­ка стран-чле­нов по во­про­сам ва­лют­ных кур­сов и ми­гра­ции ка­пи­та­ла. Уси­ли­ва­ет­ся вни­ма­ние к тем стра­нам, воз­дей­ст­вие эко­но­мич. по­тен­циа­ла ко­то­рых ска­зы­ва­ет­ся за их пре­дела­ми.

Фи­нан­со­вая функ­ция МВФ вы­ра­жа­ет­ся пре­ж­де все­го в пре­дос­тав­ле­нии кре­ди­тов стра­нам для ре­ше­ния ими крат­ко­сроч­ных про­блем, обу­слов­лен­ных ухуд­ше­ни­ем пла­тёж­но­го ба­лан­са, и на ре­струк­ту­ри­за­цию эко­но­ми­ки. Ре­сур­сы МВФ мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны стра­ной лишь на оп­ре­де­лён­ных, весь­ма жё­ст­ких ус­ло­ви­ях. Об­ра­щаю­щая­ся в МВФ стра­на долж­на пред­ста­вить вес­кие до­ка­за­тель­ст­ва в поль­зу сво­ей по­треб­но­сти в его ре­сур­сах. При этом МВФ оце­ни­ва­ет воз­мож­но­сти вы­пол­не­ния стра­ной обя­за­тельств по по­га­ше­нию сво­ей за­дол­жен­но­сти пе­ред ним.

МВФ вы­дви­га­ет ус­ло­вия, вы­пол­не­ние ко­то­рых при­зва­но га­ран­ти­ро­вать дос­ти­же­ние стра­ной ус­той­чи­во­го пла­тёж­но­го ба­лан­са и ста­биль­но­го эко­но­мич. рос­та, осу­ще­ст­в­ле­ние по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти струк­тур­ной пе­ре­строй­ки эко­но­ми­ки. В ре­ше­нии струк­тур­ных про­блем и оз­до­ров­ле­нии пла­тёж­но­го ба­лан­са фи­нан­си­ро­ва­ние и ста­би­ли­за­ци­он­ные ме­ры до­пол­ня­ют друг дру­га.

Ка­пи­тал МВФ фор­ми­ру­ет­ся из взно­сов стран-чле­нов, т. н. квот, вы­ра­жае­мых в ме­ж­ду­нар. счёт­ных еди­ни­цах SDR (СДР – спе­ци­аль­ных пра­вах за­им­ст­во­ва­ния). От кво­ты за­ви­сит чис­ло го­ло­сов, ко­то­рое име­ет стра­на-член. Наи­боль­шую кво­ту в ка­пи­та­ле МВФ, а по­то­му и наи­боль­шее чис­ло го­ло­сов име­ют США, Япо­ния и стра­ны ЕС. Кво­та Рос­сии в на­стоя­щее вре­мя не дос­ти­га­ет и 3%. Чис­ло го­ло­сов иг­ра­ет клю­че­вую роль при при­ня­тии наи­бо­лее важ­ных ре­ше­ний – США и стра­ны ЕС мо­гут за­бло­ки­ро­вать при­ня­тие лю­бых из них.

Стои­мость од­ной еди­ни­цы СДР рас­счи­ты­ва­ет­ся на ба­зе «кор­зи­ны», со­стоя­щей из 4 осн. ре­зерв­ных ва­лют (%): дол­ла­ра США (44), ев­ро (34), япон. ие­ны (11) и англ. фун­та стер­лин­гов (11). Стра­ны – чле­ны МВФ вно­сят свою кво­ту в его ка­пи­тал в со­от­но­ше­нии: 25% в ви­де ре­зерв­ных ак­ти­вов и 75% в ви­де нац. ва­лю­ты. Об­щая сум­ма квот под­ле­жит ре­гу­ляр­но­му пе­ре­смот­ру. По­ми­мо ка­пи­та­ла, фор­ми­руе­мо­го за счёт квот, МВФ мо­жет при­вле­кать и за­ём­ные ре­сур­сы.

В 1990-х гг. и в нач. 21 в. дея­тель­ность МВФ не­од­но­крат­но под­вер­га­лась кри­ти­ке. В ча­ст­но­сти, ут­вер­жда­лось, что про­грам­мы оз­до­ров­ле­ния эко­но­ми­ки, со­гла­со­ван­ные с МВФ, да­ле­ко не все­гда при­но­си­ли же­лае­мые по­зи­тив­ные пе­ре­ме­ны. В свя­зи с этим был вы­дви­нут ряд пред­ло­же­ний по ре­фор­ми­ро­ва­нию ме­ж­ду­нар. фи­нан­со­вой сис­те­мы, вклю­чая МВФ.

В ус­ло­ви­ях ми­ро­во­го фи­нан­со­во-эко­но­мич. кри­зи­са 2-й пол. 2000-х гг. не­об­хо­ди­мость в МВФ ста­ла бо­лее оче­вид­ной. Ли­де­ры стран «два­дцат­ки» в Лон­до­не в апр. 2009 при­ня­ли со­гла­со­ван­ное ре­ше­ние о вы­де­ле­нии до­пол­нит. ре­сур­сов для МВФ в раз­ме­ре 500 млн. долл. США. На встре­че ли­де­ров «два­дцат­ки» в Питтс­бур­ге в сент. 2009 под­твер­жде­но на­ме­ре­ние из­ме­нить рас­пре­де­ле­ние квот в МВФ пу­тём пе­ре­да­чи раз­ви­ваю­щим­ся стра­нам и стра­нам с фор­ми­рую­щим­ся рын­ком 5% сум­мар­ных квот. В ре­зуль­та­те при­ня­тых мер фи­нан­со­вые ре­сур­сы МВФ зна­чи­тель­но воз­рос­ли, что да­ёт воз­мож­ность су­ще­ст­вен­но уве­ли­чить объ­ёмы льгот­но­го сред­не­сроч­но­го кре­ди­то­ва­ния.

Рос­сия в сер. 1990-х гг. ста­ла од­ним из круп­ных за­ём­щи­ков МВФ. К кон­цу это­го де­ся­ти­ле­тия её долг пе­ред МВФ при­бли­жал­ся к 20 млрд. долл. США. В си­лу бла­го­при­ят­ной конъ­юнк­ту­ры (в ча­ст­но­сти, воз­рос­ших цен на нефть) объём пла­те­жей Рос­сии в счёт по­га­ше­ния и об­слу­жи­ва­ния дол­га пе­ред МВФ уве­ли­чи­вал­ся и к 1.2.2005 Рос­сия пол­но­стью по­га­си­ла свой долг пе­ред ним.

Вернуться к началу