Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«МАРЖИНА́ЛЬНАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ»

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 104

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Румянцева

«МАРЖИНА́ЛЬНАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ», пе­ре­ход от кон­цеп­ции клас­си­че­ской по­ли­ти­че­ской эко­но­мии в 1870-х гг. к не­оклас­сич. эко­но­мич. тео­рии – мар­жи­на­лиз­му. Не­за­ви­си­мо друг от дру­га в Ман­че­сте­ре (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Ве­не (Ав­ст­рия) и Ло­зан­не (Швей­ца­рия) бы­ли раз­ра­бо­та­ны схо­жие тео­рии, су­ще­ст­вен­но от­ли­чаю­щие­ся от клас­си­че­ской и ос­но­ван­ные на т. н. пре­дель­ных от­но­ше­ни­ях – пре­дель­ной по­лез­но­сти и пре­дель­ной про­из­во­ди­тель­но­сти. Вме­сте с тем эти тео­рии за­мет­но раз­ли­ча­ют­ся сво­им от­но­ше­ни­ем к клас­сич. по­ли­тич. эко­но­мии, сво­ей куль­тур­ной и со­ци­аль­ной при­над­леж­но­стью и зна­чи­мо­стью для совр. эко­но­мич. тео­рии.

Сущ­ность «М. р.» за­клю­ча­ет­ся, во-пер­вых, в ко­рен­ном из­ме­не­нии в ме­то­дах ана­ли­за: центр тя­же­сти в ана­ли­зе пе­ре­ме­щён с из­дер­жек и за­трат на ко­неч­ные ре­зуль­та­ты; в ка­че­ст­ве ис­ход­но­го мо­мен­та для эко­но­мич. тео­рии при­ня­та субъ­ек­тив­ная мо­ти­ви­ров­ка эко­но­мич. по­ве­де­ния ин­ди­ви­дов (в от­ли­чие от вне­лич­но­ст­ной трак­тов­ки в пред­ше­ст­вую­щих тео­ри­ях); в эко­но­мич. нау­ку был впер­вые вне­сён прин­цип пре­дель­но­сти. Клас­сич. нау­ка обыч­но ис­поль­зо­ва­ла сред­ние ве­ли­чи­ны, т. к. счи­та­лось, что имен­но они по­ка­зы­ва­ют за­ко­но­мер­но­сти; мар­жи­на­ли­сты при­шли к вы­во­ду о том, что су­ще­ст­вен­ные за­ко­но­мер­но­сти от­ра­жа­ют не сред­ние, а пре­дель­ные ве­ли­чи­ны. Во-вто­рых, если клас­сич. эко­но­мия ак­цен­ти­ро­ва­ла вни­ма­ние на ди­на­мич. за­да­чах (эко­но­мич. рост, уве­ли­че­ние об­ществ. бо­гат­ст­ва), то мар­жи­на­ли­сты сде­ла­ли упор на ста­ти­че­ских за­да­чах, ха­рак­тер­ных для крат­ко­сроч­ных пе­рио­дов, в ко­то­рые ве­ли­чи­ны не ус­пе­ва­ют из­ме­нить­ся. При этом ана­ли­зи­ру­ют­ся разл. спо­со­бы ис­поль­зо­ва­ния ре­сур­сов для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей, для вы­бо­ра наи­луч­ше­го (оп­ти­маль­но­го) ва­ри­ан­та. В-треть­их, в мар­жи­на­лиз­ме от­вер­га­ет­ся клас­сич. под­ход к эко­но­мич. цен­но­сти (све­де­ние её к за­тра­там тру­да или к др. фак­то­рам). Цен­ность оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью по­лез­но­го эф­фек­та, т. е. сте­пе­нью удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей.

Вернуться к началу