Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОГИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 734

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Д. Проценко

ЛОГИ́СТИКА, управ­лен­че­ская дея­тель­ность, вклю­чаю­щая пла­ни­ро­ва­ние, ор­га­ни­за­цию и кон­троль внут­рен­них и внеш­них по­то­ков ма­те­риа­лов, то­ва­ров, фи­нан­сов, ин­фор­ма­ции и др. с це­лью опти­маль­но­го удов­ле­тво­ре­ния тре­бо­ва­ний по­тре­би­те­лей. Совр. Л. вклю­ча­ет, на­ря­ду с тра­диц. за­да­ча­ми (снаб­же­ние, транс­порт­ные опе­ра­ции), управ­ле­ние за­па­са­ми и ма­те­ри­аль­ны­ми по­то­ка­ми в про­из-ве, про­цес­са­ми по скла­ди­ро­ва­нию в се­ти рас­пре­де­ле­ния, сер­вис­ны­ми по­то­ка­ми в ту­ри­стич. и гос­ти­нич­ном биз­не­се и др. В ло­ги­стич. стра­те­гию вхо­дят: пла­ни­ро­ва­ние транс­порт­ных схем дви­же­ния по­то­ков; оп­ти­ми­за­ция уров­ня за­па­сов то­ва­ров в звень­ях це­пи по­ста­вок; фор­ми­ро­ва­ние пла­нов по­ста­вок и за­ку­пок; обес­пе­че­ние эф­фек­тив­но­сти внут­ри­про­из­водств. по­то­ков; оцен­ка и при­ня­тие ре­ше­ний по вы­бо­ру кон­крет­ных уча­ст­ни­ков це­пи по­ста­вок с учё­том разл. фак­то­ров; рис­ки ме­недж­мен­та, сис­тем безо­пас­но­сти и на­дёж­но­сти це­пи по­ста­вок; соз­да­ние но­вых ви­дов та­ры и упа­ков­ки; сис­тем­ная ин­те­гра­ция про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, вы­бор ин­фор­мац. тех­но­ло­гии, свя­зы­ваю­щей уча­ст­ни­ков це­пи по­ста­вок и оп­ти­ми­за­цию ин­фор­мац. по­то­ков; фор­ми­ро­ва­ние ком­плекс­ной сис­те­мы клю­че­вых па­ра­мет­ров оцен­ки эф­фек­тив­но­сти ло­ги­стич. управ­ле­ния.

На ос­но­ве по­сле­до­ва­тель­но­го объ­е­ди­не­ния в еди­ную сеть стра­те­ги­че­ски глав­ных парт­нё­ров при дви­же­нии ма­те­ри­аль­ных и свя­зан­ных с ни­ми фи­нан­со­вых и ин­фор­мац. по­то­ков раз­ви­ва­ет­ся совр. на­прав­ле­ние Л. – управ­ле­ние це­пя­ми по­ста­вок (УЦП; Supply Chain Management, SCM), по­зво­ляю­щее обес­пе­чить вы­со­кий уро­вень сер­ви­са, на­дёж­ность, оп­ти­ми­за­цию уров­ня ма­те­ри­аль­ных, то­вар­ных, фи­нан­со­вых и иных ре­сур­сов и со­кра­ще­ние вре­ме­ни их обо­ро­та. Фор­ми­ро­ва­ние и управ­ле­ние це­пью по­ста­вок пред­по­ла­га­ет, с од­ной сто­ро­ны, гиб­кость и сни­же­ние со­во­куп­ных за­трат в це­лом в це­пи, а с дру­гой – рост за­трат по соз­да­нию совр. склад­ских ком­плек­сов, уве­ли­че­нию ука­зан­ных ре­сур­сов в отд. звень­ях це­пи, по пе­ре­на­лад­ке про­из-ва, на обу­че­ние и под­го­тов­ку пер­со­на­ла и др. При­ме­ры взаи­мо­дей­ст­вия отд. фирм в це­пи по­ста­вок сви­де­тель­ст­ву­ют о со­во­куп­ной эф­фек­тив­но­сти – за­па­сы ре­сур­сов в ср. сни­жа­ют­ся на 60%, цикл (вре­мя) по­ста­вок – на 50%.

В ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции ры­ноч­ных от­но­ше­ний воз­ни­ка­ют но­вые сис­те­мы Л., напр. «Make or buy» («Де­лай или по­ку­пай»), в которых стра­те­гич. за­да­чей яв­ля­ет­ся меж­стра­но­вая ин­те­гра­ция и коо­пе­ра­ция в це­пях по­ста­вок, в увяз­ке с раз­ви­ти­ем аут­сор­син­га и ло­ги­стич. ин­те­гра­ции разл. хо­зяйств. струк­тур на ба­зе еди­ной ин­фор­мац. сис­те­мы управ­ле­ния по­то­ка­ми. В рам­ках сис­те­мы «Де­лай или по­ку­пай» оце­ни­ва­ет­ся це­ле­со­об­раз­ность соб­ст­вен­но­го про­из-ва отд. ви­дов ком­плек­тую­щих или ви­дов про­дук­ции с учётом ре­гио­наль­но­го или стра­но­во­го ас­пек­та, ко­ли­че­ст­ва по­став­щи­ков и их по­тен­ци­аль­ных про­из­водств.-тех­но­ло­гич. воз­мож­но­стей, внут­рен­них и внеш­них рис­ков. Ре­ше­ние дан­ной за­да­чи свя­за­но с оцен­кой це­ле­со­об­раз­но­сти пе­ре­да­чи не­ко­то­рых ви­дов дея­тель­но­сти, функ­ций в аут­сор­синг.

Сис­те­ма «Just in time» («Точ­но в срок») ре­ша­ет за­да­чу, в ко­то­рой оп­ре­де­лён­ная часть де­та­лей и уз­лов, не­об­хо­ди­мых для про­из-ва ко­неч­ной про­дук­ции, по­став­ля­ет­ся от про­из­во­ди­те­ля ком­плек­тую­щих (или ди­ст­рибь­ю­тор­ных цен­тров) в со­ответ­ст­вии с чёт­ко за­дан­ным гра­фи­ком про­из-ва, а др. часть обес­пе­чи­ва­ет не­пре­рыв­ность про­из­водств. про­цес­са на ос­но­ве со­дер­жа­ния те­ку­щих и стра­хо­вых за­па­сов на скла­де про­из­во­ди­те­ля ко­неч­ной про­дук­ции. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что сис­те­ма «Точ­но в срок» ох­ва­ты­ва­ет ок. 36% не­об­хо­ди­мых для вы­пус­ка ав­то­мо­би­ля де­та­лей и уз­лов (сбо­роч­но-кон­вей­ер­ное про­из-во).

Ны­не ин­тен­сив­но раз­ви­ва­ет­ся сис­те­ма 3PL-про­вай­де­ров (Third Party Logistics – ло­ги­сти­ка треть­ей сто­ро­ны), ко­то­рые пре­дос­тав­ля­ют и вы­пол­ня­ют разл. ло­ги­стич. ус­лу­ги до­бав­лен­ной стои­мо­сти (по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ные ра­бо­ты, раз­ме­ще­ние и хра­не­ние про­дук­ции на скла­де, ас­сор­ти­мент­ная ком­плек­та­ция и др. склад­ские ус­лу­ги, управ­ле­ние за­па­са­ми, транс­пор­ти­ров­ка, та­мо­жен­ные опе­ра­ции, кон­сал­тинг по ло­ги­сти­ке и др.). По­сле­до­ва­тель­ное раз­ви­тие ло­ги­стич. ус­луг 3PL-про­вай­де­ров, а в даль­ней­шем и раз­ви­тие 4PL-про­вай­де­ров (Fourth Par­ty Lo­gistics – ло­ги­стич. ин­те­гра­то­ры пол­но­го цик­ла), т. е. сис­тем­ных ин­те­гра­торов в це­пях по­ста­вок, вы­дви­га­ет ряд слож­ных за­дач по фор­ми­ро­ва­нию но­вой стра­те­гии взаи­мо­дей­ст­вия уча­ст­ни­ков в це­пи по­ста­вок и в ло­ги­стич. сис­те­ме управ­ле­ния по­то­ка­ми.

В це­лом объ­ём ло­ги­стич. ус­луг в ми­ре оце­ни­вал­ся в 2008 при­мер­но в 130 млрд. долл. Ве­ли­чи­на ло­ги­стич. из­дер­жек в разл. стра­нах по от­но­ше­нию к ВВП со­став­ля­ет от 11 до 17%.

 Структура транспортно-логистических услуг на российском и мировом рынках (2008; %)

 

Виды транспортно-
логистических услуг
Мировая  экономикаРоссия
 Грузоперевозки и
 транспортно-
 экспедиторские услуги
6995,5
 Комплексные
 логистические услуги,
 включающие услуги по
 хранению и
 дистрибуции товаров
193,6
 Управленческая
 логистика (аутсорсинг),
 в т. ч. услуги по
 оптимизации
 логистических бизнес-
 центров
120,9
 Итого100100

Лит.: Про­цен­ко И. О. Стра­те­ги­че­ская ло­ги­сти­ка. М., 2005; Гри­горь­ев М. Н., Дол­гов А. П., Ува­ров С. А. Ло­ги­сти­ка. 2-е изд. М., 2007; Ло­ги­сти­ка / Под ред. Б. А. Ани­ки­на. 3-е изд. М., 2008; Мои­сее­ва Н. К. Эко­но­ми­че­ские ос­но­вы ло­ги­сти­ки. М., 2008.

Вернуться к началу