Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ЗИНГ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 462

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Хавина

ЛИ́ЗИНГ (от англ. leasing – арен­да), фор­ма дол­го­сроч­ной арен­ды транс­порт­ных средств, ма­шин, обо­ру­до­ва­ния, зда­ний, со­ору­же­ний про­из­вод­ст­вен­но­го на­зна­че­ния с воз­мож­но­стью в по­сле­дую­щем их вы­купа арен­да­то­ром. Ли­зин­го­да­тель (ли­зин­го­вая ком­па­ния) сда­ёт в арен­ду ли­зин­го­по­лу­ча­те­лю (ли­зин­го­поль­зо­ва­те­лю) иму­ще­ст­во на дли­тель­ный срок. Обыч­но Л. со­че­та­ет аренд­ные и кре­дит­ные от­но­ше­ния: ли­зин­го­вая ком­па­ния за­ку­па­ет, как пра­ви­ло, сда­вае­мое ею в Л. иму­щест­во за счёт ссуд бан­ка. Ли­зин­го­вый кон­тракт пре­ду­смат­ри­ва­ет срок дей­ст­вия арен­ды, раз­ме­ры и пе­рио­дич­ность от­чис­ле­ний в поль­зу ли­зин­го­да­те­ля час­ти до­хо­дов ли­зин­го­поль­зо­ва­те­ля, по­лу­чае­мых им от экс­плуа­та­ции взя­то­го в Л. иму­ще­ст­ва. По ис­те­че­нии сро­ка дей­ст­вия кон­трак­та (до­го­во­ра) арен­да­тор ли­бо воз­вра­ща­ет иму­ще­ст­во ли­зин­го­да­те­лю, ли­бо про­дле­ва­ет срок его дей­ст­вия, ли­бо вы­ку­па­ет иму­ще­ст­во по ос­та­точ­ной стои­мо­сти. В пе­ри­од дей­ст­вия до­го­во­ра арен­до­ван­ное иму­ще­ст­во при­над­ле­жит на пра­ве соб­ст­вен­но­сти ли­зин­го­да­те­лю, а пра­вом поль­зо­ва­ния им об­ла­да­ет ли­зин­го­по­лу­ча­тель.

Ли­зин­го­вая сдел­ка об­ла­да­ет су­ще­ст­вен­ны­ми дос­то­ин­ст­ва­ми. Она не тре­бу­ет (в от­ли­чие от ку­п­ли-про­да­жи) еди­новре­мен­ной оп­ла­ты пол­ной стои­мо­сти арен­дуе­мо­го иму­ще­ст­ва. Ли­зин­го­вый кре­дит по­кры­ва­ет всю стои­мость арен­дуе­мо­го иму­ще­ст­ва с от­сроч­кой на­ча­ла пла­те­жа. Риск не­воз­вра­та ссу­ды ми­ни­ма­лен, т. к. она да­ёт­ся под за­лог иму­ще­ст­ва, яв­ляю­ще­го­ся пред­ме­том сдел­ки. Это обес­пе­чи­ва­ет дос­туп­ность ли­зин­го­во­го кре­ди­та, в т. ч. для ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са. Ис­поль­зо­ва­ние Л. рас­ши­ря­ет ры­нок сбы­та ма­шин и обо­ру­до­ва­ния, по­зво­ля­ет эко­но­мить сред­ст­ва, не­об­хо­ди­мые для осу­ще­ст­в­ле­ния ка­пи­таль­ных вло­же­ний и разл. ро­да ин­но­ва­ций. Пре­иму­ще­ст­ва Л. обу­слов­ли­ва­ют его ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в раз­ви­тых ин­ду­ст­ри­аль­ных стра­нах, где его до­ля со­став­ля­ет 20–30% объ­ё­ма ин­ве­сти­ций, дос­ти­гая в США 45%. В Япо­нии, напр., до 90% ком­пь­ю­те­ров в сфе­ре управ­ле­ния ис­поль­зу­ют­ся на ус­ло­ви­ях ли­зин­га.

Бы­ст­ры­ми тем­па­ми рас­тёт ры­нок ли­зин­го­вых ус­луг и в Рос­сии. За 1998–2007 его объ­ём вы­рос в 25 раз, со­ста­вив 14% ми­ро­во­го объ­ё­ма ли­зин­го­вых сде­лок. Ак­тив­ное раз­ви­тие Л. в этот пе­ри­од объ­яс­ня­ет­ся в пер­вую оче­редь рас­ту­щим спро­сом на транс­порт­ные сред­ст­ва. Ор­га­ни­зо­ва­на и функ­цио­ни­ру­ет са­мо­ре­гу­ли­руе­мая Рос. ас­со­циа­ция ли­зин­говых ком­па­ний. Даль­ней­шее раз­ви­тие это­го рын­ка тре­бу­ет спе­циа­ли­за­ции ли­зин­го­вых ком­па­ний, про­дви­же­ния их в ре­гио­ны, уве­ли­че­ния ин­ве­сти­ций в ма­лый и сред­ний биз­нес.

Ли­зин­го­вые ус­лу­ги вы­сту­па­ют в разл. фор­мах. Они реа­ли­зу­ют­ся в ви­де фи­нан­со­во­го, кре­дит­но­го (арен­да ак­ти­ва, час­тич­но при­об­ре­тён­но­го в кре­дит, ко­то­рый по­га­ша­ет­ся за счёт аренд­ных пла­те­жей и арен­до­да­тель поль­зу­ет­ся на­ло­го­вы­ми скид­ка­ми, в т. ч. по амор­ти­за­ции), ком­пен­са­ци­он­но­го (пред­по­ла­га­ет в ка­че­ст­ве аренд­ной пла­ты по­став­ку ли­зин­го­вой ком­па­нии то­ва­ра, про­из­ве­дён­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем арен­дуе­мо­го обо­ру­до­ва­ния), пол­но­го (пре­ду­смат­ри­ва­ет об­слу­жи­ва­ние, ре­монт, за­ме­ну арен­до­ван­но­го обо­ру­до­ва­ния ли­зин­го­да­те­лем), опе­ра­тив­но­го (ли­зин­го­вая ком­па­ния ока­зы­ва­ет ли­зин­го­по­лу­ча­те­лю ус­лу­гу по со­дер­жа­нию и ре­мон­ту арен­до­ван­но­го иму­ще­ст­ва), опе­ра­ци­он­но­го (срок арен­ды мень­ше амор­ти­за­ци­он­но­го пе­рио­да, что да­ёт воз­мож­ность ли­зин­го­да­те­лю по­сле окон­ча­ния до­го­во­ра вновь сдать иму­ще­ст­во в арен­ду), воз­врат­но­го (при­об­ре­те­ние ли­зин­го­вой ком­па­ни­ей за на­лич­ный рас­чёт обо­ру­до­ва­ния в др. стра­не у фир­мы-из­го­то­ви­те­ля с по­сле­дую­щим его пре­дос­тав­ле­ни­ем той же фир­ме в арен­ду), экс­порт­но­го (ли­зин­го­вая ком­па­ния по­ку­па­ет обо­ру­до­ва­ние у нац. фир­мы, а за­тем пре­дос­тав­ля­ет его за гра­ни­цу арен­да­то­ру), им­порт­но­го (за­куп­ка ли­зин­го­вой ком­па­ни­ей обо­ру­до­ва­ния у за­ру­беж­ных фирм с по­сле­дую­щей пе­ре­да­чей его в арен­ду отеч. ли­зин­го­по­лу­ча­те­лям) Л. и др. Наи­бо­лее эф­фек­ти­вен по­лу­чив­ший ши­ро­кое при­ме­не­ние фи­нан­со­вый Л. Он пред­по­ла­га­ет срок арен­ды, прак­ти­че­ски сов­па­даю­щий со сро­ком служ­бы арен­дуе­мо­го иму­ще­ст­ва; по­зво­ля­ет фир­мам на­чать или рас­ши­рить де­ло, вне­дряя но­вую, до­ро­го­стоя­щую и слож­ную тех­ни­ку, в том слу­чае, ко­гда у них нет средств для её по­куп­ки, а про­из­во­ди­те­лям обо­ру­до­ва­ния и др. ви­дов иму­ще­ст­ва сбы­вать про­из­ве­дён­ную про­дук­цию в ус­ло­ви­ях кри­зи­са пла­тё­же­спо­соб­но­сти, что со­кра­ща­ет ин­но­ва­ци­он­ный цикл и спо­соб­ст­ву­ет соз­да­нию но­вых ра­бо­чих мест.

Ры­нок ли­зин­го­вых ус­луг но­сит ме­ж­ду­нар. ха­рак­тер. В ус­ло­ви­ях ли­бе­ра­ли­за­ции ми­ро­вых эко­но­мич. свя­зей, гло­ба­ли­за­ции он во­вле­ка­ет в ли­зин­го­вые опе­ра­ции экс­пор­тё­ров и им­пор­тё­ров обо­ру­до­ва­ния, рас­ши­ря­ет свя­зан­ные с ни­ми по­то­ки пря­мых иностр. ин­ве­сти­ций, сти­му­ли­ру­ет экс­порт то­ва­ров. Ме­ж­ду­на­род­ный Л. – од­на из форм ме­ж­ду­нар. кре­ди­та.

Лит.: Ко­ма­ров В. В. Ин­ве­сти­ции и ли­зинг в СНГ. М., 2001; Юсу­по­ва А. Т. Эко­но­ми­ческая при­ро­да ли­зин­га: рос­сий­ские осо­бен­но­сти. Но­во­сиб., 2001; Дол­гу­ши­на Ю. Б. Ли­зинг. М., 2002; Ла­пы­гин Ю. Н., Со­коль­ских Е. В. Ли­зинг. М., 2005.

Вернуться к началу