Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́УНХАРДТ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 71

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ткаченко

ЛА́УНХАРДТ (Launhardt) Карл Виль­гельм Фрид­рих (7.4.1832, Ган­но­вер, Гер­ма­ния – 14.5.1918, там же), нем. ма­те­ма­тик, ин­же­нер, эко­но­мист, один из ос­но­ва­те­лей ма­те­ма­тич. эко­но­ми­ки и про­стран­ст­вен­ной (ре­гио­наль­ной) эко­но­ми­ки. Пред­ста­ви­тель нем. клас­сической эко­но­мич. тео­рии; соз­да­тель тео­рии раз­ме­ще­ния про­из-ва. Окон­чил По­ли­тех­нич. шко­лу в Ган­но­ве­ре (1859). С 1869 пре­по­да­вал в Ган­но­вер­ском по­ли­тех­ни­ку­ме строи­тель­ст­ва до­рог и мос­тов, в 1871 про­фессор, с 1875 ди­рек­тор по­ли­тех­ни­ку­ма. Пер­вый рек­тор Выс­шей тех­нич. шко­лы в Ган­но­ве­ре (1880–86). По­сле ан­нек­сии Ган­но­ве­ра Прус­си­ей чл. (с 1898 по­жиз­нен­ный чл.) Па­ла­ты гос­под прус. ланд­та­га. С 1880 д. чл. Ака­де­мии строи­тель­ст­ва (Бер­лин).

Осн. про­из­ве­де­ние Л. – «Ма­те­ма­ти­че­ские ос­но­вы по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» («Mathematische Begründung der Volks­wirschaftslehre», 1885) при жиз­ни ав­то­ра не по­лу­чи­ло долж­но­го при­зна­ния. В 1954 с вы­хо­дом «Ис­то­рии эко­но­ми­че­ско­го ана­ли­за» Й. Шум­пе­те­ра ра­бо­та Л. ста­ла из­вест­на в эко­но­мич. кру­гах, но толь­ко в 1993, по­сле пе­ре­во­да на англ. яз., она бы­ла вы­со­ко оце­не­на ми­ро­вым эко­но­мич. со­об­ще­ст­вом. «Ма­те­ма­ти­че­ские ос­но­вы...» ба­зи­ро­ва­лись на пред­ше­ст­вую­щих ис­сле­до­ва­ни­ях Л. эко­но­ми­ки же­лез­ных до­рог Прус­сии, в ко­то­рых он ввёл «за­кон зон рын­ка сбы­та». Л. пред­ло­жил ре­ше­ние за­да­чи об оп­ти­маль­ном (с ми­ни­ми­за­ци­ей транс­порт­ных из­дер­жек) мес­те раз­ме­ще­ния пром. пред­при­ятия, ис­поль­зую­ще­го сы­рьё из двух раз­ных мест и об­слу­жи­ваю­ще­го ры­нок, на­хо­дя­щий­ся в треть­ем мес­те, – т. н. про­бле­мы трёх то­чек, из­вест­ной в на­стоя­щее вре­мя как «тре­уголь­ник Ла­ун­хард­та». Ес­ли бы ра­бо­ты Л. бы­ли ши­ро­ко из­вест­ны, ана­лиз оп­ти­маль­но­го раз­ме­ще­ния про­из-ва мог бы про­дви­нуть­ся на­мно­го бы­ст­рее – так, А. Ве­бер (1902), Ф. Фет­тер (1924) за­но­во до­ка­зы­ва­ли и фор­му­ли­ро­ва­ли ту же про­бле­му трёх то­чек и т. п. Ра­бо­ты Л. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся как наи­бо­лее важ­ный вклад герм. учё­ных-эко­но­ми­стов в мар­жи­наль­ную ре­во­лю­цию в по­след­ние три де­ся­ти­ле­тия 19 в.

Как соз­да­тель тео­рии ж.-д. та­ри­фов, спе­циа­лист в об­лас­ти тех­но­ло­гии и эко­но­ми­ки до­рог и ж.-д. транс­пор­та, Л. под­роб­но ана­ли­зи­ро­вал по­ли­ти­ку це­но­об­ра­зо­ва­ния во взаи­мо­свя­зи с про­бле­ма­ми раз­ме­ще­ния эко­но­мич. дея­тель­но­сти с осо­бым ак­цен­том на ро­ли до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры. Его ра­бо­та «Ком­мер­че­ское трас­си­ро­ва­ние транс­порт­ных мар­шру­тов» («Kommerzielle Trassierung der Verkehrswege», 1872) со­дер­жа­ла ори­ги­наль­ные идеи и де­мон­ст­ри­ро­ва­ла эко­но­ми­ко-ма­те­ма­тич. ме­то­ды ре­ше­ния ком­мерч. и тех­нич. за­дач, воз­ни­каю­щих при про­ек­ти­ро­ва­нии пу­тей со­об­ще­ния.

«Тео­рия се­те­во­го пла­ни­ро­ва­ния» («The­o­rie des Trassirens») Л. вы­шла в двух томах в 1887–88; 1-я часть по­свя­ще­на ком­мерч. трас­си­ро­ва­нию (се­те­во­му пла­ни­ро­ва­нию), яв­ля­ет­ся пе­ре­смот­рен­ной и рас­ши­рен­ной вер­си­ей пуб­ли­ка­ции 1872 и со­дер­жит кри­те­рий эф­фек­тив­но­сти от­кло­не­ния; 2-я часть – тех­нич. се­те­вому пла­ни­ро­ва­нию же­лез­ных до­рог – вво­ди­ла кри­те­рий эко­но­мич. эф­фек­тив­но­сти для кри­вых и гра­ди­ен­тов функ­ций, не при­ни­мая во вни­ма­ние то­по­гра­фию. Дос­ти­же­ния Л. в эко­но­мич. ана­ли­зе пе­ре­во­зок и раз­ме­ще­ния не бы­ли пре­взой­де­ны до 1930-х гг. Он так­же обос­но­вы­вал точ­ку зре­ния о не­об­хо­ди­мо­сти гос. соб­ст­вен­но­сти на же­лез­ные до­ро­ги тео­ре­мой о воз­мож­но­сти при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях мак­си­ми­за­ции об­ществ. вы­год от них. Л. трак­то­вал це­но­об­ра­зо­ва­ние на же­лез­ных до­ро­гах в со­от­вет­ст­вии с пре­дель­ны­ми, а не сред­ни­ми за­тра­та­ми, что позд­нее во­шло в эко­но­мич. тео­рию как це­но­об­ра­зо­ва­ние на ос­но­ве пре­дель­ных за­трат (см. Пре­дель­ная по­лез­ность).

Один из пер­вых раз­ра­бот­чи­ков тео­рии эко­но­ми­ки бла­го­сос­тоя­ния, Л. на­стаи­вал, что кон­ку­рен­ция бу­дет умень­шать­ся, ес­ли же­лез­ные до­ро­ги бу­дут ос­та­вать­ся ча­ст­ны­ми, а то­гда пла­та за ж.-д. пе­ре­воз­ки не смо­жет мак­си­ми­зи­ро­вать эко­но­мич. бла­го­сос­тоя­ние; ввёл кри­те­рий ин­ве­сти­ро­ва­ния с со­ци­аль­ной и ча­ст­но­ка­пи­та­ли­стич. то­чек зре­ния. Зна­чи­те­лен вклад Л. в эко­но­ми­ку тру­да, мо­не­тар­ную и тех­но­ло­гич. эко­но­ми­ку с осо­бым вни­ма­ни­ем к про­бле­мам раз­ви­тия же­лез­ных до­рог. В 1885 он до­бил­ся ус­пе­ха в рас­чё­те оп­ти­маль­ной став­ки по­шли­ны с по­зи­ции её воз­дей­ст­вия на ме­ж­ду­нар. тор­гов­лю – т. н. ус­ло­вий тор­гов­ли как от­но­ше­ния цен экс­пор­та стра­ны и им­пор­та, ко­то­рое ино­гда ис­поль­зу­ют в ми­ро­вой эко­но­ми­ке как от­но­сит. по­ка­за­тель со­ци­аль­но­го бла­го­сос­тоя­ния стра­ны.

Соч.: Mathematical principles of economics. Aldershot, 1993.

Лит.: Hennings K. H. W. Launhardt als Öko­nom // Diskussionspapiere der wirtschaftswis­sen­schaft­lichen Fakultät der Universität Han­no­ver 1831–1981. 1981. Bd 1. № 41; Ла­ун­хардт В. // Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­га­уз и Эф­рон: Био­гра­фии. М., 1994. Т. 6; Шум­пе­тер Й. А. Ис­то­рия эко­но­ми­че­ско­го ана­ли­за. СПб., 2001. T. 3; Бла­уг М. 100 ве­ли­ких эко­но­ми­стов до Кейн­са. СПб., 2008.

Вернуться к началу