Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНСА́ЛТИНГ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 70

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Б. Кувалин

КОНСА́ЛТИНГ (англ. сonsulting – кон­суль­ти­ро­ва­ние), раз­но­вид­ность ус­луг по ока­за­нию кон­суль­та­тив­ной по­мо­щи в ре­ше­нии эко­но­мич., юри­дич., тех­нич. и др. про­блем. К. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся проф. кон­суль­тан­та­ми – спе­циа­ли­ста­ми в разл. от­рас­лях зна­ний, ра­бот­ни­ка­ми спе­циа­ли­зир. кон­сал­тин­го­вых ком­па­ний. За­каз­чи­ка­ми ус­луг по кон­суль­ти­ро­ва­нию яв­ля­ют­ся как ча­ст­ные, так и юри­дич. ли­ца (пред­при­ятия, кор­по­ра­ции, уч­ре­ж­де­ния и т. п.).

В совр. эко­но­ми­ке спрос на кон­сал­тин­го­вые ус­лу­ги рас­тёт опе­ре­жаю­щи­ми тем­па­ми, что объ­яс­ня­ет­ся по­сто­ян­ным ус­лож­не­ни­ем эко­но­мич. от­но­ше­ний, уп­рав­ленч. под­хо­дов, тех­но­ло­гий, за­ко­но­да­тель­ст­ва. Эко­но­мич. прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что во мно­гих слу­ча­ях сто­рон­ние кон­суль­тан­ты вы­пол­ня­ют не­про­филь­ную для кор­по­ра­ции ра­бо­ту бы­ст­рее и луч­ше.

Кон­суль­тац. ус­лу­ги обыч­но клас­си­фи­ци­ру­ют в со­от­вет­ст­вии со сфе­ра­ми при­ме­не­ния. В ча­ст­но­сти, при­ня­то вы­де­лять та­кие ви­ды К., как юри­дич., фи­нан­со­вый, на­ло­го­вый, управ­ленч., стра­те­гич., мар­ке­тин­го­вый, а так­же К. в сфе­рах раз­ви­тия кад­ро­во­го по­тен­циа­ла, вне­дре­ния ин­фор­мац. тех­но­ло­гий, ор­га­ни­за­ции про­из­водств. про­цес­сов, ло­ги­сти­ки и др. Не­ред­ко к К. от­но­сят оце­ноч­ную дея­тель­ность и про­ве­де­ние внутр. ау­ди­тор­ских про­ве­рок си­ла­ми при­гла­шён­ных ис­пол­ни­те­лей.

Юри­ди­чес­кий К. вклю­ча­ет та­кие ра­бо­ты, как разъ­яс­не­ние кли­ен­там слож­ных пра­во­вых во­про­сов, при­ве­де­ние разл. до­ку­мен­тов в со­от­вет­ст­вие с дей­ст­вую­щим за­ко­но­да­тель­ст­вом, по­мощь в ве­де­нии су­деб­ных дел и ар­бит­раж­ных раз­би­ра­тельств, под­бор оп­ти­маль­ных схем при сдел­ках с соб­ст­вен­но­стью. Фи­нан­со­вый К. име­ет два осн. на­прав­ле­ния: при­ве­де­ние в по­ря­док сфе­ры фи­нан­сов на пред­при­яти­ях (в т. ч. улуч­ше­ние си­туа­ции в бух­гал­тер­ских служ­бах, ра­бо­та по ми­ни­ми­за­ции из­дер­жек, оп­ти­ми­за­ции де­неж­ных по­то­ков и пла­тёж­ных про­цедур); по­мощь в вы­бо­ре стра­те­гий при про­ве­де­нии опе­ра­ций на фи­нан­со­вых рын­ках. Цель на­ло­го­во­го К.  по­мощь кли­ен­там в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с фис­каль­ны­ми ор­га­на­ми, а так­же ре­ко­мен­да­ции при вы­бо­ре ле­галь­ных схем по ми­ни­ми­за­ции на­ло­го­об­ло­же­ния. Уп­рав­лен­чес­кий К. за­клю­ча­ет­ся в по­ис­ке пу­тей ра­цио­на­ли­за­ции адм. струк­ту­ры кор­по­ра­ций, в обу­че­нии ме­нед­жер­ско­го со­ста­ва но­вым ме­то­дам при­ня­тия ре­ше­ний и в пред­ло­же­ни­ях по от­лад­ке сис­те­мы внут­ри­кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ния. Осн. со­дер­жа­ние стра­те­ги­чес­ко­го К.  раз­ра­бот­ка и обос­но­ва­ние про­грамм дол­го­сроч­но­го раз­ви­тия для круп­ных ком­па­ний, ре­гио­нов, от­рас­лей эко­но­ми­ки. В этой свя­зи в ро­ли за­каз­чи­ков стра­те­гич. кон­суль­та­ций вы­сту­па­ют не толь­ко биз­нес-струк­ту­ры, но и разл. ор­га­ны гос. вла­сти – ми­ни­стер­ст­ва, ре­гио­наль­ные ад­ми­ни­ст­ра­ции и т. д. Мар­ке­тин­го­вый К. обыч­но сво­дит­ся к ис­сле­до­ва­ни­ям те­ку­щей и про­гноз­ной си­туа­ции на рын­ках. Ис­сле­до­ва­ния та­ко­го ро­да по­мо­га­ют ком­па­ни­ям вы­брать вер­ную так­ти­ку ры­ноч­но­го по­ве­де­ния, под­ска­зы­вая, где, по ка­кой це­не и ка­кую про­дук­цию реа­ли­зо­вы­вать. К. по кад­ро­вым во­про­сам вклю­ча­ет раз­ра­бот­ку но­вых сис­тем сти­му­ли­ро­ва­ния и оцен­ки пер­со­на­ла, по­мощь в соз­да­нии кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ры и улуч­ше­нии пси­хо­ло­гич. кли­ма­та на пред­при­яти­ях, ор­га­ни­за­цию до­пол­нит. проф. под­го­тов­ки со­труд­ни­ков низ­ше­го и сред­не­го зве­на. К. в сфе­ре ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в не­ма­лой сте­пе­ни пе­ре­се­ка­ет­ся с боль­шин­ст­вом др. ви­дов кон­суль­ти­ро­ва­ния, т. к. его осн. за­да­ча – соз­да­ние и раз­ви­тие внут­ри­кор­по­ра­тив­ных ин­фор­мац. сис­тем на ба­зе ком­пь­ю­те­ри­за­ции, те­ле­фо­ни­за­ции и др. по­доб­ных ин­но­ва­ций. Как след­ст­вие, вне­дре­ние ин­фор­мац. тех­но­ло­гий в прак­ти­ку по­вы­ша­ет управ­ленч. эф­фек­тив­ность, сни­жа­ет тран­зак­ци­он­ные и про­из­водств. из­держ­ки, уве­ли­чи­ва­ет сте­пень кон­тро­ля за ры­ноч­ной си­туа­ци­ей и т. д. За­ка­зы на про­из­вод­ст­вен­ный К. де­ла­ют­ся ред­ко, по­сколь­ку по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во пред­при­ятий име­ет собств. ква­ли­фи­цир. спе­циа­ли­стов по во­про­сам, свя­зан­ным с осн. про­из-вом. Од­на­ко при вне­дре­нии прин­ци­пи­аль­но но­вых для пред­при­ятия тех­но­ло­гий, осо­бен­но при мон­та­же и на­лад­ке про­из­водств. ли­ний и ком­плек­сов, по­мощь кон­суль­тан­тов со сто­ро­ны обыч­но яв­ля­ет­ся наи­бо­лее эф­фек­тив­ным ре­ше­ни­ем во­про­са. Спрос на ус­лу­ги по оцен­ке иму­ще­ст­ва час­то воз­ни­ка­ет пе­ред опе­ра­ция­ми, свя­зан­ны­ми со слия­ния­ми, по­гло­ще­ния­ми, про­да­жа­ми ма­те­ри­аль­ных и не­ма­те­ри­аль­ных ак­ти­вов, пер­вич­ны­ми раз­ме­ще­ния­ми ак­ций (IPO). Уча­стие проф. кон­суль­тан­тов-оцен­щи­ков в та­ких слу­ча­ях важ­но не толь­ко по­то­му, что по­ку­па­тель и про­да­вец ну­ж­да­ют­ся в вы­со­ком ка­че­ст­ве оцен­ки, но и по­то­му, что в гла­зах уча­ст­ни­ков сдел­ки кон­сал­тин­го­вые ком­па­нии иг­ра­ют роль не­за­ви­си­мо­го тре­тей­ско­го ар­бит­ра. Сход­ную функ­цию внеш­ние кон­суль­тан­ты вы­пол­ня­ют и в тех слу­ча­ях, ко­гда им пред­ла­га­ет­ся про­вес­ти ау­ди­тор­ские про­вер­ки дея­тель­но­сти пред­при­ятия. За­клю­че­ния по ре­зуль­та­там про­ве­рок име­ют вес толь­ко то­гда, ко­гда они под­твер­жде­ны кон­суль­тан­та­ми-ау­ди­то­ра­ми, об­ла­даю­щи­ми мно­го­лет­ней ре­пу­та­ци­ей не­за­ви­си­мых и вы­со­ко­класс­ных про­фес­сио­на­лов.

Ры­ноч­ный ус­пех и влия­ние кон­суль­тан­тов во мно­гом оп­ре­де­ля­ют­ся ав­то­ри­те­том и мас­шта­ба­ми их дея­тель­но­сти. По этой при­чи­не рас­про­стра­нён­ным яв­ле­ни­ем ста­ло со­став­ле­ние рей­тин­гов кон­суль­тац. ком­па­ний, ко­то­рые пре­да­ют­ся глас­но­сти в ме­ж­ду­нар. и нац. де­ло­вой прес­се.

Лит.: Ан­софф И. Но­вая кор­по­ра­тив­ная стра­те­гия. СПб., 1999; Спен­сер Л. М., Спен­сер С. М. Ком­пе­тен­ции. Мо­де­ли мак­си­маль­ной эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты. М., 2005.

Вернуться к началу