КОНСА́ЛТИНГ
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОНСА́ЛТИНГ (англ. сonsulting – консультирование), разновидность услуг по оказанию консультативной помощи в решении экономич., юридич., технич. и др. проблем. К. осуществляется проф. консультантами – специалистами в разл. отраслях знаний, работниками специализир. консалтинговых компаний. Заказчиками услуг по консультированию являются как частные, так и юридич. лица (предприятия, корпорации, учреждения и т. п.).
В совр. экономике спрос на консалтинговые услуги растёт опережающими темпами, что объясняется постоянным усложнением экономич. отношений, управленч. подходов, технологий, законодательства. Экономич. практика показывает, что во многих случаях сторонние консультанты выполняют непрофильную для корпорации работу быстрее и лучше.
Консультац. услуги обычно классифицируют в соответствии со сферами применения. В частности, принято выделять такие виды К., как юридич., финансовый, налоговый, управленч., стратегич., маркетинговый, а также К. в сферах развития кадрового потенциала, внедрения информац. технологий, организации производств. процессов, логистики и др. Нередко к К. относят оценочную деятельность и проведение внутр. аудиторских проверок силами приглашённых исполнителей.
Юридический К. включает такие работы, как разъяснение клиентам сложных правовых вопросов, приведение разл. документов в соответствие с действующим законодательством, помощь в ведении судебных дел и арбитражных разбирательств, подбор оптимальных схем при сделках с собственностью. Финансовый К. имеет два осн. направления: приведение в порядок сферы финансов на предприятиях (в т. ч. улучшение ситуации в бухгалтерских службах, работа по минимизации издержек, оптимизации денежных потоков и платёжных процедур); помощь в выборе стратегий при проведении операций на финансовых рынках. Цель налогового К. – помощь клиентам в их взаимоотношениях с фискальными органами, а также рекомендации при выборе легальных схем по минимизации налогообложения. Управленческий К. заключается в поиске путей рационализации адм. структуры корпораций, в обучении менеджерского состава новым методам принятия решений и в предложениях по отладке системы внутрикорпоративного управления. Осн. содержание стратегического К. – разработка и обоснование программ долгосрочного развития для крупных компаний, регионов, отраслей экономики. В этой связи в роли заказчиков стратегич. консультаций выступают не только бизнес-структуры, но и разл. органы гос. власти – министерства, региональные администрации и т. д. Маркетинговый К. обычно сводится к исследованиям текущей и прогнозной ситуации на рынках. Исследования такого рода помогают компаниям выбрать верную тактику рыночного поведения, подсказывая, где, по какой цене и какую продукцию реализовывать. К. по кадровым вопросам включает разработку новых систем стимулирования и оценки персонала, помощь в создании корпоративной культуры и улучшении психологич. климата на предприятиях, организацию дополнит. проф. подготовки сотрудников низшего и среднего звена. К. в сфере информационных технологий в немалой степени пересекается с большинством др. видов консультирования, т. к. его осн. задача – создание и развитие внутрикорпоративных информац. систем на базе компьютеризации, телефонизации и др. подобных инноваций. Как следствие, внедрение информац. технологий в практику повышает управленч. эффективность, снижает транзакционные и производств. издержки, увеличивает степень контроля за рыночной ситуацией и т. д. Заказы на производственный К. делаются редко, поскольку подавляющее большинство предприятий имеет собств. квалифицир. специалистов по вопросам, связанным с осн. произ-вом. Однако при внедрении принципиально новых для предприятия технологий, особенно при монтаже и наладке производств. линий и комплексов, помощь консультантов со стороны обычно является наиболее эффективным решением вопроса. Спрос на услуги по оценке имущества часто возникает перед операциями, связанными со слияниями, поглощениями, продажами материальных и нематериальных активов, первичными размещениями акций (IPO). Участие проф. консультантов-оценщиков в таких случаях важно не только потому, что покупатель и продавец нуждаются в высоком качестве оценки, но и потому, что в глазах участников сделки консалтинговые компании играют роль независимого третейского арбитра. Сходную функцию внешние консультанты выполняют и в тех случаях, когда им предлагается провести аудиторские проверки деятельности предприятия. Заключения по результатам проверок имеют вес только тогда, когда они подтверждены консультантами-аудиторами, обладающими многолетней репутацией независимых и высококлассных профессионалов.
Рыночный успех и влияние консультантов во многом определяются авторитетом и масштабами их деятельности. По этой причине распространённым явлением стало составление рейтингов консультац. компаний, которые предаются гласности в междунар. и нац. деловой прессе.