Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОНКУРЕНТОСПОСО́БНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 50

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Васильев

КОНКУРЕНТОСПОСО́БНОСТЬ, уро­вень го­тов­но­сти к со­стя­за­нию за пра­во пре­имущественного удов­ле­тво­ре­ния кон­крет­ной об­ществ. по­треб­но­сти. Де­фи­цит­ное пра­во стать субъ­ек­том (объ­ек­том) сдел­ки взаи­мо­ис­клю­чаю­ще ос­па­ри­ва­ет­ся кон­ку­рен­та­ми на разл. ви­дах рын­ков – тру­да, про­из­во­ди­те­лей, по­став­щи­ков то­ва­ров (ус­луг), по­ку­па­те­лей, ин­ве­сти­ций, рын­ке тех­но­ло­гий и раз­ра­бо­ток и т. п. К.  ха­рак­те­ри­сти­ка от­но­си­тель­ная. Она фор­ми­ру­ет­ся на ста­ди­ях про­ек­ти­ро­ва­ния, про­из-ва, дос­тав­ки и сер­вис­но­го об­слу­жи­ва­ния, но про­яв­ля­ет­ся толь­ко в сфе­ре то­вар­но­го об­ра­ще­ния. Струк­ту­ру К. при­ме­ни­тель­но к кон­крет­но­му субъ­ек­ту (объ­ек­ту) все­гда оп­ре­де­ля­ет от­вет­ная ре­ак­ция кон­крет­но­го рын­ка. К. не­пре­рыв­но из­ме­ня­ет­ся под воз­дей­ст­ви­ем мик­ро-, ме­зо- и мак­ро­кон­ку­рент­ной сре­ды и име­ет не­оди­на­ко­вое со­дер­жа­ние в раз­ных ус­ло­ви­ях, в раз­ное вре­мя и на разл. рын­ках. Со­дер­жа­ние К. (или не­кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти) в кон­крет­ной си­туа­ции оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко со­дер­жа­ни­ем удов­ле­тво­ряе­мой (или не­удов­ле­тво­ряе­мой) об­ществ. по­треб­но­сти на дан­ном от­рас­ле­вом рын­ке: один и тот же то­вар (с не­из­мен­ны­ми ка­че­ст­вен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми), ус­пеш­но кон­ку­ри­рую­щий на од­ном рын­ке, час­то ока­зы­ва­ет­ся на др. рын­ке аб­со­лют­но не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ным.

Субъ­ек­том сдел­ки вы­сту­па­ет контр­агент (про­из­во­ди­тель, по­став­щик, ком­мерч. по­сред­ник, про­ме­жу­точ­ный или ко­неч­ный по­тре­би­тель) по до­го­во­ру. По­ня­тие К. субъ­ек­та ос­но­вы­ва­ет­ся на слож­ном со­че­та­нии его сти­ля мыш­ле­ния, во­ли, зна­ний, на­вы­ков, прин­ци­пов, мо­ти­вов, средств, ме­то­дов, форм ве­де­ния дел, а так­же имею­щей­ся у не­го до­ли на кон­ку­рент­ном рын­ке. Та­кие со­че­та­ния спо­соб­но­стей, ис­поль­зуе­мых ре­сур­сов и со­от­вет­ст­вую­щих им тех­но­ло­гий для соз­да­ния и про­дви­же­ния на ры­нок «но­ва­тор­ско­го» про­дук­та (то­ва­ра или ус­лу­ги) но­сят на­зва­ние клю­че­вых ком­пе­тен­ций. В ус­ло­ви­ях по­сто­ян­ных из­ме­не­ний вы­со­кая К. про­яв­ля­ет­ся лишь там и то­гда, где и ко­гда субъ­ект ока­зы­ва­ет­ся в со­стоя­нии пре­вра­тить свои клю­че­вые ком­пе­тен­ции в ог­ра­ни­чен­ные (по мес­ту и вре­ме­ни сво­его су­ще­ст­во­ва­ния) кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ст­ва. По­след­ние про­яв­ля­ют­ся в оп­ти­ми­за­ции за­трат, диф­фе­рен­циа­ции по ка­че­ст­ву и це­не, ор­га­ни­за­ции и ка­че­ст­ве ра­бо­ты ком­мерч. струк­тур и ис­поль­зу­ют­ся как с це­лью пре­вы­ше­ния сред­не­от­рас­ле­вой нор­мы при­бы­ли и при­вле­че­ния но­вых по­тре­би­те­лей, так и для обес­пе­че­ния пла­тё­же­спо­соб­но­сти сво­их собств. по­треб­но­стей в то­ва­рах и ус­лу­гах. Для по­сто­ян­но­го по­вы­ше­ния К. не­об­хо­ди­мо: а) свое­вре­мен­но пре­об­ра­зо­вать аде­к­ват­ные об­ществ. по­треб­но­стям идеи и клю­че­вые ком­пе­тен­ции в про­цесс про­из-ва то­ва­ра, от­ве­чаю­ще­го тре­бо­ва­ни­ям рын­ка; б) реа­ли­зо­вать та­кой то­вар и обес­пе­чить его по­сле­про­даж­ное об­слу­жи­ва­ние; в) по­лу­чить при­быль; г) ре­ин­ве­сти­ро­вать не­рас­пре­де­лён­ную при­быль в по­иск но­вых спо­со­бов кон­ку­ри­ро­ва­ния, в не­пре­рыв­ное раз­ви­тие сво­их клю­че­вых ком­пе­тен­ций. Для субъ­ек­та сдел­ки спо­соб­ность кон­ку­ри­ро­вать се­го­дня пря­мо про­пор­цио­наль­на ко­ли­че­ст­ву и ка­че­ст­ву но­во­вве­де­ний, вне­дрён­ных им вче­ра. К. субъ­ек­та пред­став­ля­ет со­бой центр пе­ре­се­че­ния (или столк­но­ве­ния) ин­те­ре­сов про­ек­ти­ров­щи­ков, про­из­во­ди­те­лей, по­став­щи­ков, по­сред­ни­ков и по­тре­би­те­лей и обу­слов­ле­на из­бран­ной им стра­те­ги­ей дос­ти­же­ния кон­ку­рент­ных пре­иму­ществ (диф­фе­рен­циа­ци­ей, ди­вер­си­фи­ка­ци­ей, сни­же­ни­ем из­дер­жек, фокуси­ро­ва­ни­ем, ин­те­гра­ци­ей). Реа­ли­зуе­мость це­ли обес­пе­чи­ва­ет­ся: уме­ни­ем оце­нить (сфор­ми­ро­вать) по­тен­ци­аль­ный спрос, обос­но­ван­но про­ек­ти­ро­вать и соз­да­вать но­вый про­дукт; эко­но­мич. эф­фек­тив­но­стью, с ко­то­рой рас­пре­де­ля­ют­ся ре­сур­сы и при­ме­ня­ют­ся клю­че­вые ком­пе­тен­ции для рос­та про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да в нуж­ное вре­мя на вер­но вы­бран­ном рын­ке.

К. объ­ек­та тор­го­вой сдел­ки – от­но­си­тель­ное, субъ­ек­тив­ное су­ж­де­ние субъ­ек­та сдел­ки об ин­ди­ви­ду­аль­ной пред­поч­ти­тель­но­сти дан­но­го объ­ек­та в те­ку­щий мо­мент вре­ме­ни в со­пос­тав­ле­нии с объ­ек­том-кон­ку­рен­том. Ре­аль­ная К. объ­ек­та ус­та­нав­ли­ва­ет­ся толь­ко на рын­ке и оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью со­от­вет­ст­вия па­ра­мет­ров кон­крет­но­го объ­ек­та па­ра­мет­рам кон­крет­ной пла­тё­же­спо­соб­ной по­треб­но­сти; она оце­ни­ва­ет­ся че­рез эф­фек­тив­ность по­треб­ле­ния объ­ек­та. На фор­ми­ро­ва­ние К. объ­ек­та сдел­ки влия­ет ряд фак­то­ров: уро­вень мар­ке­тин­го­во­го обес­пе­че­ния удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей (т. н. ком­плекс мар­ке­тин­га); имею­щая­ся до­ля рын­ка и осо­бен­но­сти по­тре­би­телей; тех­нич. уро­вень то­ва­ра; сте­пень со­от­вет­ст­вия тре­бо­ва­ни­ям по­тре­би­те­лей и ка­че­ст­во то­ва­ров; це­на то­ва­ра, ус­ло­вия, сро­ки пла­те­жей и по­став­ки; сер­ти­фи­ка­ция про­дук­ции; ко­ли­че­ст­вен­ные, ком­плек­та­ци­он­ные, па­ра­мет­рич., га­ран­тий­ные и сер­вис­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. В свя­зи с тем что толь­ко кон­ку­рен­то­спо­соб­ный то­вар мо­жет удов­ле­тво­рить по­треб­ность кон­ку­рен­то­спо­соб­но­го по­тре­би­те­ля, та­кой то­вар, как пра­ви­ло, не мо­жет по­став­лять­ся не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ным про­дав­цом или при­об­ре­тать­ся не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ным по­ку­па­те­лем.

Ана­лиз и оцен­ка К. (т. е. при­вле­ка­тель­но­сти для по­тре­би­те­ля) субъ­ек­та (объ­ек­та) сво­дят­ся к срав­не­нию от­но­ше­ния по­тре­би­те­лей к по­тен­ци­аль­но­му субъ­ек­ту (объ­ек­ту) дан­ной сдел­ки и к субъ­ек­там (объ­ек­там) кон­ку­рен­там. Оцен­кой К. и яв­ля­ет­ся ре­зуль­тат срав­не­ния, вклю­чаю­щий сле­дую­щие эта­пы: 1) ана­лиз рын­ка и вы­бор наи­бо­лее со­от­вет­ст­вую­ще­го об­раз­ца (субъ­ек­та или объ­ек­та) в ка­че­ст­ве ба­зы для срав­не­ния; 2) оп­ре­де­ле­ние на­бо­ра срав­ни­вае­мых па­ра­мет­ров; 3) оцен­ка мес­та ана­ли­зи­руе­мо­го субъ­ек­та (объ­ек­та) на дан­ном рын­ке в со­пос­тав­ле­нии с ана­ло­гич­ны­ми оцен­ка­ми кон­ку­ри­рую­щих субъ­ек­тов рын­ка; 4) рас­чёт ин­те­граль­но­го по­ка­за­те­ля кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти.

Лит.: Дмит­ри­ев О. Н., Ба­зад­зе Н. Г. Ор­га­ни­за­ция пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти в сфе­ре нау­ко­ем­ко­го про­из­вод­ст­ва в Рос­сии. М., 2000; Фат­хут­ди­нов Р. А. Кон­ку­рен­то­спо­соб­ность: эко­но­ми­ка, стра­те­гия, управ­ле­ние. М., 2000; Пор­тер М. Кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ст­во. М., 2005.

Вернуться к началу