КАПИТАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Экономика
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАПИТАЛИ́ЗМ, общественно-экономич. система, для которой характерны господство частной собственности, свободный рынок и конкуренция в качестве гл. механизмов распределения ресурсов и координации экономич. деятельности, наём рабочей силы на основе её купли-продажи, прибыль как движущий мотив и цель произ-ва. К. – саморазвивающаяся система, содержащая внутр. стимулы и импульсы к самопреобразованию и трансформации.
К. возник в недрах феодализма. Первоначальное накопление капитала в 16 – сер. 18 вв. привело к насильств. отделению непосредственных производителей от принадлежавших им ранее средств производства и превращению их в продавцов своей рабочей силы, с одной стороны, и сосредоточению в руках формирующейся буржуазии больших денежных средств, которые становятся капиталом, – с другой. Возникли экономич., социальные, политич. и культурные предпосылки для становления К., в развитии которого выделяются 5 осн. этапов.
Первый этап (сер. 17 – кон. 18 вв.) – мануфактурная стадия К., сопровождавшаяся развитием свободной конкуренции. Классич. страной К. свободной конкуренции выступала Великобритания, в которой раньше др. европ. стран в кон. 18 – нач. 19 вв. осуществилась промышленная революция, совершился переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, основанной на механизиров. труде.
Второй этап (кон. 18 – кон. 19 вв.) – возникновение крупной машинной индустрии как технико-технологич. базы, соответствующей природе К. Становление индустриального произ-ва, развитие нового технологич. уклада открыли простор для трансформации политико-экономич. и социальных отношений. Свободный рынок и конкуренция создали условия для перелива ресурсов в отрасли наиболее прибыльного и, следовательно, эффективного их размещения, придали небывалое ускорение темпам экономич. развития. За столетие – с сер. 18 в. по сер. 19 в. – были сформированы производит. силы, которые человечество не смогло создать за всю свою предшествующую историю. В то же время рост нормы и массы прибыли сопровождался в европ. странах в 1-й пол. 19 в. пауперизацией огромных масс населения, абсолютным и относит. обнищанием пролетариата.
В кон. 18–19 вв. формируется свойственный рыночной экономике циклич. характер воспроизводства с присущими ему частичными или общими кризисными спадами экономич. активности. Свобода рыночной деятельности и сопряжённые с нею риски ускоряют оборот капитала фирм, особенно в малом бизнесе.
Третий этап в развитии К. (кон. 19 – 1-я треть 20 вв.) характеризуется господством монополистич. уклада и возникновением новых форм конкуренции. Монополистич. капитал концентрирует в своих руках огромные материальные и финансовые ресурсы, ведёт борьбу за захват рынков сбыта и источников сырья, подавляет конкурентов. Он сдерживает технич. прогресс в отд. сегментах экономики. Усиливается её общая нестабильность, уменьшаются промежутки между кризисами воспроизводства и увеличивается их глубина. Поэтому уже в последние десятилетия 19 в. государства предпринимают первые шаги в области антимонопольного регулирования. Обладая огромной экономич. мощью и способностью к самовозрастанию, монополистич. капитал стимулирует экономич. развитие.
К концу этого этапа (кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.) К. – сложившаяся индустриальная система с характерным для неё поточно-массовым произ-вом. Ведущие секторы экономики – произ-во электричества и стали. В сфере организации произ-ва начинает преобладать тейлоризм – система организации, нормирования и оплаты труда, основанная на использовании науч. методов управления произ-вом и направленная на повышение производительности и интенсивности труда рабочих. Дальнейшей модификации этой системы – фордизму – свойственны иерархич. принципы управления, жёсткое разделение функций и контроль над их выполнением.
Поточно-массовое произ-во в соответствии с его объёмами и характером требует новых рынков сбыта, огромного увеличения числа потребителей, перехода к стандартам массового потребления. Императивом эффективного функционирования нац. экономики становится поиск новых внешних рынков. Форсируется экспорт капитала, который, в свою очередь, стимулирует торговую экспансию. Усиливающаяся эксплуатация колоний метрополиями обусловливает асимметричный характер интернационализации мировой экономики и формирования мирового капиталистич. хозяйства.
Четвёртый этап эволюции К. (1930–1970-е гг.) – начало его коренной трансформации. Её объективная необходимость диктовалась накопившимися внутр. противоречиями, взрыв которых с особой силой проявился в кризисе 1929–33, охватившем все развитые страны. Насущность преобразований усугублялась трудностями восстановления хозяйства, разрушенного во многих странах во время 2-й мировой войны. Назрела потребность в технологич. и структурной перестройке нац. экономик, чтобы вывести экономич. эффективность системы на новый уровень. Пик коренной ломки пришёлся на 1940-е – нач. 1950-х гг.
В результате поиска оптимального сочетания разных форм, типов и размеров произ-ва, бизнеса и капитала сложились новые модели К.: технико-технологическая, отраслевая, организационно-производственная, управленческая, социально-экономическая. Трансформировались функции и формы гос. экономич. регулирования. Были задействованы новые регуляторы и институты, в т. ч. индикативное и стратегич. планирование. Для стабилизации экономики, регулирования занятости, смягчения циклич. колебаний использовались в первую очередь инструменты бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Совершенствование антимонопольного законодательства, направленного на ограничение свободы монополий, защиту конкуренции от деформаций и снижение издержек монополистич. конкуренции, наложило печать и на поведение крупных корпораций, составлявших костяк экономики.
Переход к активной социальной политике, имевшей целью перераспределение значит. части обществ. продукта, ознаменовался изменением форм и пропорций в распределении нац. дохода между прибылью и зарплатой. Начала действовать тенденция к росту в нём средних по доходам групп, к укреплению позиций среднего класса. В развитых странах в течение всего 20 в. доходы и зарплата трудящихся росли не только абсолютно, но и в относит. выражении.
Пятый этап в развитии К. начался в 1970-х гг., когда завершилось формирование индустриальной системы (см. Индустриальное общество), выявились её глубокие противоречия, проявившиеся в совокупности демографич., энергетич., сырьевого, продовольственного, структурного и экологич. кризисов, в длительной стагфляции в большинстве развитых стран. Разрешение этих противоречий стало возможным на пути дальнейшей эволюц. трансформации К., перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития (см. Постиндустриальное общество). Основой этого процесса служит становление нового технологич. способа произ-ва, связанного с информационно-коммуникационной революцией. Радикальные технологич. взрывы сопровождаются качественным преобразованием капиталистич. политико-экономич. отношений, осуществляются сдвиги в секторной и отраслевой структурах нац. экономик, изменяется осн. воспроизводственная пропорция между материальным произ-вом и сферой услуг, произ-вом вещных и невещных форм богатства в пользу последних. Сфера услуг превращается в системообразующий сектор совр. постиндустриального общества. В развитых странах на неё приходится 4/5 ВВП и численности занятых, более 2/3 капитальных вложений и основного капитала.
Изменяются социальная структура и социальные отношения в обществе. В условиях устойчивого роста производительности труда в развитых странах Запада происходят коренные сдвиги в распределении доходов, в результате которых население получает эквивалентную долю этого роста. В США, Германии, Японии, Швеции оплата труда составляет ныне 60–70% ВВП и выше. Рост участия работников в управлении и собственности, демократизация акционерного капитала, изменение содержания и форм отношений собственности (в частности, развитие её коллективно-групповых форм) – эти и многочисл. др. факторы трансформируют капиталистич. характер всей системы социальных отношений, включая отношения социального противостояния. Появляются новые возможности для взаимодействия, сотрудничества разл. социальных сил, нац. консенсус. Идёт расширение среднего класса, составляющего ныне ок. 2/3 населения развитых стран.
И хотя в совр. смешанной многоукладной экономике ещё доминирует монопольно-олигополистич. уклад, его взаимодействие с укладами крупного, среднего и малого предпринимательства, обществ. сектором неприбыльных организаций эффективно регулируется государством.
При этом качественно меняется и роль государства, и его место: из производителя оно всё больше становится регулятором обществ. воспроизводства. Модифицируются и усложняются формы и методы гос. регулирования. Среди новых функций государства – программное управление социально-экономич. развитием, стратегич. прогнозирование и планирование. Они направлены на решение долгосрочных экономич. проблем: стимулирование прогрессивных структурных сдвигов, развитие высоких наукоёмких технологий, реализацию др. важнейших инновационных задач. В экономич. политике государства всё больше дают о себе знать антимонопольные и антикоррупционные тенденции.
В совр. постиндустриальном обществе на первый план выходит гуманитарная функция гос. регулирования, придающая экономике социально ориентированный характер. Смягчая социальную дифференциацию и выравнивая доходы наиболее уязвимых слоёв и групп населения, государство тем самым создаёт условия для социального интегрирования населения. На рубеже 20–21 вв. в целом по развитым странам из 39% ВВП, перераспределяемых через бюджет, 25% составляли социальные расходы, в т. ч. ассигнования на образование и здравоохранение – 10%, трансферты населению (гос. пенсии и пособия) – 15%.
Постиндустриальный этап развития общественно-экономич. систем столкнулся с рядом старых нерешённых проблем индустриализма и новых противоречий, ждущих решения. К ним относятся: нарушение окружающей среды, обострение др. глобальных проблем, в т. ч. нищеты, голода, бедности, в первую очередь в отсталых странах и регионах мира. Появляются новые противоречия, порождаемые информатизацией общества, разделением его на группы: это, с одной стороны, «информационная аристократия», «информационный пролетариат», т. е. огромная масса работников умственного труда, связанных с созданием и технич. обслуживанием информац. процессов, а с другой – армия потребителей информационных, а вслед за ними – статусных и материальных благ. Усиливается информац. асимметрия: разные участники деловых операций на рынке обладают разл. объёмом информации, необходимой для принятия решений. Эта асимметрия растёт в результате расширения в условиях информац. революции сферы спекулятивного бизнеса и возможностей манипулирования данными со стороны менеджеров корпораций. Сложилось общество потребления с его массовой культурой, развивающейся по законам бизнеса.
Мировое интеграционное развитие, глобализация, втягивая в своё русло всё большее число стран, составляющих периферийный массив, не устраняют конфликтов между центром и периферией, развитыми и развивающимися странами, острейшей конкурентной борьбы за рынки сбыта и природные ресурсы, за нахождение каждой корпорацией и даже страной своей ниши в междунар. разделении труда.
Тем не менее трансформация К. в развитых странах достигла такой глубины, что понятие «капитализм» стало применимо к ним в значит. мере традиционно-исторически.