Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНДИКАТИ́ВНОЕ ПЛАНИ́РОВАНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 242

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Ткаченко

ИНДИКАТИ́ВНОЕ ПЛАНИ́РОВАНИЕ, дея­тель­ность гос. ор­га­нов по со­став­ле­нию ин­ди­ка­тив­ных пла­нов, ин­фор­ми­рую­щих всех за­ин­те­ре­со­ван­ных хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов о дол­го­сроч­ных це­лях гос. со­ци­аль­но-эко­но­мич. по­ли­ти­ки, о воз­мож­ных тра­ек­то­ри­ях эко­но­мич. ди­на­ми­ки, и со­во­куп­ность мер по их дос­ти­же­нию. Яв­ля­ясь ме­то­дом гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния и да­вая воз­мож­ность ча­ст­но­му сек­то­ру эко­но­ми­ки бо­лее аде­к­ват­но­го ви­де­ния бу­ду­ще­го, И. п. иг­ра­ет важ­ную роль для пред­при­ни­ма­те­лей, кор­по­ра­ций, фирм, пред­при­ятий в ка­че­ст­ве пла­на-про­гно­за, по­зво­ляю­ще­го луч­ше ори­ен­ти­ро­вать­ся в дол­го­сроч­ной эко­но­мич. конъ­юнк­ту­ре при раз­ра­бот­ке собств. пла­нов на сред­не- и дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву. Ин­ди­ка­тив­ные пла­ны опе­ри­ру­ют по­ка­за­те­ля­ми-ин­ди­ка­то­ра­ми, от­но­ся­щи­ми­ся в осн. к мак­ро­эко­но­мич. уров­ню, ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в ви­де ко­ри­до­ров с ниж­ним и верх­ним зна­че­ни­ем и но­сят век­тор­ный ха­рак­тер. Ин­ди­ка­тив­ный план от­ра­жа­ет фор­ми­ро­ва­ние мак­ро­эко­но­мич., меж­от­рас­ле­вых и меж­ре­гио­наль­ных про­пор­ций, а его воз­мож­но­сти ре­гу­ли­ро­вать раз­ви­тие свя­за­ны пре­ж­де все­го с па­ра­мет­ра­ми, ох­ва­ты­ваю­щи­ми стра­те­гич. сек­то­ра эко­но­ми­ки.

Ис­то­рия ин­ди­ка­тив­ных пла­нов на­ча­лась в по­сле­во­ен­ной Ев­ро­пе, ко­гда для вос­ста­нов­ле­ния хо­зяй­ст­ва ряд стран ста­ли при­ме­нять спец. пла­ны и про­грам­мы, в ко­то­рых фор­му­ли­ро­ва­лись нац. при­ори­те­ты. Пер­вы­ми И. п. ста­ли осу­ще­ст­в­лять Фран­ция (1947), где эта сис­те­ма по­лу­чи­ла назв. гос. «ди­ри­жизм» (см. в ст. Эко­но­ми­че­ский ди­ри­жизм), Ни­дер­лан­ды (1948), где, кро­ме пя­ти­лет­них пла­нов, в со­от­вет­ст­вии с кон­цеп­ци­ей И. п. был раз­ра­бо­тан дол­го­сроч­ный про­гноз на 1950–70 и да­на оцен­ка эко­но­мич. воз­мож­но­стей стра­ны на 1960–80, Япо­ния (1948). В разл. ме­ре И. п. ис­поль­зо­ва­ли для по­сле­во­ен­ных пре­об­ра­зо­ва­ний Бель­гия, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гер­ма­ния, Гре­ция, Ир­лан­дия, Ис­па­ния, Ис­лан­дия, Пор­ту­га­лия. С по­мо­щью И. п. пра­ви­тель­ст­во по­лу­ча­ло та­кие ре­аль­ные ры­ча­ги воз­дей­ст­вия на эко­но­ми­ку, как гос. за­ка­зы, кре­ди­то­ва­ние, кон­троль над це­на­ми, ин­фля­ци­ей, ре­гу­ли­ро­ва­ние на­ло­гов и др. С сер. 1980-х гг. в свя­зи с ев­роп. ин­те­грац. про­цес­са­ми ак­цент в И. п. пе­ре­ме­ща­ет­ся на про­гно­зи­ро­ва­ние ин­ди­ка­то­ров в кон­це пла­ни­руе­мо­го пе­рио­да, по­зво­ляю­щих по­лу­чить пред­став­ле­ние о наи­бо­лее ве­ро­ят­ном со­стоя­нии эко­но­ми­ки. Опыт франц. И. п. был ре­ко­мен­до­ван Ев­роп. эко­но­мич. со­об­ще­ст­вом (см. Ев­ро­пей­ский со­юз) для ис­поль­зо­ва­ния при со­став­ле­нии сред­не­сроч­ных эко­но­мич. про­грамм др. стра­на­ми – чле­на­ми ЕЭС. Ряд ис­сле­до­ва­те­лей вы­де­ля­ют три по­сле­до­ва­тель­ные фор­мы раз­ви­тия И. п.: конъ­юнк­тур­ную, ко­гда це­лью пла­ни­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся улуч­ше­ние эко­но­мич. конъ­юнк­ту­ры с по­мо­щью мак­ро­ре­гу­ля­то­ров; струк­тур­ную, ко­гда ак­цент ста­вит­ся на струк­тур­ной по­ли­ти­ке в от­но­ше­нии от­рас­лей, сек­то­ров эко­но­ми­ки или ре­гио­нов; стра­те­ги­че­скую, ко­гда у И. п. зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ют­ся вре­мен­ны́е рам­ки и про­ис­хо­дит бо­лее глу­бо­кое со­гла­со­ва­ние ин­те­ре­сов всех субъ­ек­тов эко­но­ми­ки. Так, в Ве­ли­ко­бри­та­нии с 2002 реа­ли­зу­ет­ся «Про­мыш­лен­ная стра­те­гия пра­ви­тель­ст­ва» и в её рам­ках – де­ся­ти­лет­ний план мо­дер­ни­за­ции брит. транс­порт­ной сис­те­мы. В совр. эко­но­ми­ке зна­че­ние И. п. свя­за­но с воз­мож­но­стя­ми го­су­дар­ст­ва по ко­ор­ди­на­ции со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия на ос­но­ве обес­пе­че­ния кор­по­ра­ций, ре­гио­наль­ных струк­тур, всех хо­зяй­ст­вую­щих еди­ниц наи­бо­лее пол­ной и точ­ной ин­фор­ма­ци­ей. По­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния к ка­че­ст­ву ин­фор­ма­ции из­ме­ня­ют под­хо­ды к со­став­ле­нию разл. ви­дов ба­лан­сов в рам­ках ин­ди­ка­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния.

И. п. по­зво­ля­ет учи­ты­вать и ко­ор­ди­ни­ро­вать ин­те­ре­сы гос., ча­ст­ных и др. субъ­ек­тов эко­но­ми­ки, об­ще­ст­ва в це­лом в дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве на ос­но­ве об­ще­на­цио­наль­ных при­ори­те­тов, что обес­пе­чит, по идее франц. эко­но­ми­стов, гар­мо­ни­зи­ро­ван­ный рост. Ус­ло­ви­ем по­след­не­го яв­ля­ет­ся со­гла­сие всех групп на­се­ле­ния с ори­ен­ти­ра­ми, по­став­лен­ны­ми пра­ви­тель­ст­вом в ин­ди­ка­тив­ном пла­не, и смяг­че­ние про­яв­ле­ний со­ци­аль­ной на­пря­жён­но­сти. И. п. как кон­цеп­ция, не­смот­ря на ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер ин­ди­ка­тив­ных пла­нов, вклю­ча­ет сле­дую­щие обя­за­тель­ные эле­мен­ты: про­гно­зи­ро­ва­ние осн. про­цес­сов на разл. пер­спек­ти­ву; со­став­ле­ние разл. уров­ня де­та­ли­за­ции про­грамм; оп­ре­де­ле­ние средств реа­ли­за­ции пла­нов, пре­ж­де все­го объ­ё­мов и на­прав­ле­ний гос. уча­стия; вы­ра­бот­ку мер по­ли­тич., адм., эко­но­мич. ха­рак­те­ра и соз­да­ние со­от­вет­ст­вую­щих ин­сти­ту­тов (напр., во Фран­ции был соз­дан Ге­не­раль­ный ко­мис­са­ри­ат по пла­ни­ро­ва­нию). Хо­тя пла­ны и про­грам­мы но­сят сред­не- и дол­го­сроч­ный ха­рак­тер, они по­сто­ян­но кор­рек­ти­ру­ют­ся, мо­ди­фи­ци­ру­ют­ся ме­ха­низ­мы их осу­ще­ст­в­ле­ния. Во Фран­ции с пя­то­го ин­ди­ка­тив­но­го пла­на (1965–70) они ста­ли ут­вер­ждать­ся пар­ла­мен­том. И. п. умень­ша­ет фак­тор не­оп­ре­де­лён­но­сти и по­зво­ля­ет дос­тичь бо­лее сба­лан­си­ров. эко­но­ми­ки.

У ис­то­ков И. п. как но­вой кон­цеп­ции управ­ле­ния ры­ноч­ны­ми про­цес­са­ми стоя­ли пред­ста­ви­те­ли ин­сти­ту­цио­наль­но­го на­прав­ле­ния – эко­но­ми­сты Ф. Пер­ру (Фран­ция), Я. Тин­бер­ген (Ни­дер­лан­ды), Г. Мюр­даль (Шве­ция); в сис­тем­ном ви­де ос­но­вы И. п. бы­ли из­ло­же­ны в ра­бо­те К. Лан­дау­эра «Тео­рия на­цио­наль­но­го эко­но­ми­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния» (1944). Франц. шко­ла И. п. обос­но­ва­ла прин­цип из­би­ра­тель­но­сти гос. по­ли­ти­ки и кон­цеп­цию при­ви­ле­ги­ро­ван­ных то­чек при­ме­не­ния си­лы, что бы­ло эф­фек­тив­но ис­поль­зо­ва­но при раз­ра­бот­ке ин­ди­ка­тив­ных пла­нов. Рос. ис­сле­до­ва­те­ли вы­де­ля­ют вклад в ста­нов­ле­ние тео­рии И. п. раз­ра­бо­ток Н. Д. Кон­д­рать­е­ва в 1920-е гг. В ка­ж­дой стра­не кон­цеп­ция И. п. от­ра­жа­ла ис­то­рич., куль­тур­ные, со­ци­аль­ные, эко­но­мич. и др. осо­бен­но­сти раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва. В совр. ин­ди­ка­тив­ных про­грам­мах го­су­дар­ст­во пре­ж­де все­го со­сре­до­то­чи­ва­ет­ся на тра­ди­ци­он­ной для не­го об­лас­ти про­гно­зов: ин­ве­стиц. дея­тель­но­сти, раз­ви­тии че­ло­ве­че­ско­го по­тен­циа­ла и под­го­тов­ке кад­ров, экс­порт­ном про­из-ве; всё бо­лее важ­ную роль иг­ра­ет эко­ло­гич. ди­на­ми­ка, ока­зы­ваю­щая зна­чит. влия­ние на мак­ро­эко­но­мич. про­пор­ции.

В РФ за­да­ча раз­ра­бот­ки стра­те­гич. пла­на раз­ви­тия на дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву бы­ла впер­вые по­став­ле­на в дек. 1999, но в 2000-е гг. ог­ра­ни­чи­лись ут­вер­жде­ни­ем трёх­лет­них пла­нов пра­ви­тель­ст­ва. Сис­те­ма ин­ди­ка­то­ров, ори­ен­ти­рую­щих хо­зяй­ст­вую­щие субъ­ек­ты на ре­ше­ние важ­ней­ших про­блем ре­гио­на, ут­вер­жда­ет­ся пра­ви­тель­ст­вом Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан. В рам­ках СНГ И. п. при­ме­ня­ет­ся в Ка­зах­ста­не.

Лит.: Йо­хан­сен Л. Очер­ки мак­ро­эко­но­ми­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния: В 2 т. М., 1982; Яко­вец Ю. В. Про­гно­зи­ро­ва­ние цик­лов и кри­зи­сов. М., 2000; Кон­д­рать­ев Н. Д. Боль­шие цик­лы конъ­юнк­ту­ры и тео­рия пред­ви­де­ния. М., 2002; Со­рви­на Г. Н. Ис­то­рия эко­но­ми­че­ской мыс­ли XX сто­ле­тия. 2-е изд. М., 2004; Ку­зык Б. Н., Куш­лин ВИ., Яко­вец Ю. В. Про­гно­зи­ро­ва­ние и стра­те­ги­че­ское пла­ни­ро­ва­ние со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. М., 2006; Дра­га­нов В. Г. Опыт ис­поль­зо­ва­ния ин­ди­ка­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния. М., 2006.

Вернуться к началу